Правовые семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы и является исследование правовых систем (семей), а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности
Почему эта проблема актуальна? Потому что в быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей).

Работа состоит из  1 файл

диплом-Ленок.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

              Существенную  роль  в  отходе в 19-20 вв. этих  национальных  систем  права  сыграли  такие  факторы,   как   развитие  современных  форм   социально-экономической,  политической  и  духовной  жизни,  усиление  объема  и значения  государственного  законодательства,  ликвидация  в  ряде  стран  судов,   применявших  шариат  и т.д.

              Соответствующие   законодательные  реформы  осуществлялись  сперва  ( в 19-1 пол. 20 в.)  в  области  торгового,   морского,  уголовного   и налогового  права,  а затем  (во   2 пол. 20 в.)  и  в  остальных    сферах  правовой  жизни.  Процесс  модернизации национальных  систем  права  сопровождался  принятием   во  многих  мусульманских  странах (Египет, Турция,  Сирия и др. )   гражданских,  уголовных  и некоторых  других  кодексов  по  романо-германскому  образцу.

              Влияние  западного  права на  национальные  системы  права  мусульманских  стран  особенно  усилилось  в условиях  современного  международного  сотрудничества различных  государств  и  развития интеграционных  процессов  в  области  экономики,   экологии,   борьбы  против  международной  преступности  и  т.д.

              Однако  эта  общая  позитивная  тенденция  к  модернизации   национальных  систем  права  в духе  западного  права  в  целом  ряде случаев   прерывается  попятными  движениями,  усилением  в  тех  или  иных   мусульманских  странах  фактора  исламского  фундаментализма,  роли  традиционного   шариата,  реализаций  шариатского  суда и т.д.

              Мусульманское  право  сформировалось  в глубоком  средневековье  и  с тех  пор  проделало  существенную  эволюцию  с  точки  зрения  развития  своих  источников[30].    

              Итак,  подводя  итог  и анализируя  вышесказанное,  я  считаю,  что  к чертам мусульманского  права  относятся: архаичность  ряда  институтов,  казуистичность  и  отсутствие  систематизации.  Это  право церкви,  право  общины  верующих.  Обычаи  не  входят  в мусульманское  право и   никогда   не  рассматривались  как  его   источники.  В  правовой  действительности   широко  используются   соглашения,    которые  могут  вносить существенные  изменения   в  нормы  мусульманского  права,  но не  считаются  обязательными.

              Развитие  этой  системы  права   прекратилось в  10  в.,   когда  отпала возможность  его  толкования. Для  приспособления  мусульманского  права  к  современной  действительности  используются  способы,   находящиеся  как  бы  вне мусульманского  права: соглашения,  законодательство,  обычаи,   не  противоречащие  ему.  В  странах  мусульманского  права существовал  и существует  дуализм  судебной  организации: наряду  со  специальными  религиозными  судами  (кади)  всегда  функционировали  и  другие  типы судов,  применявшие  примитивные  обычаи  или законодательные  акты (регламенты)  власти.

 

2.4.2. Индусская  правовая система

 

Индусское  право  основано  на  религии индуизма  и  регулирует  поведение  членов  индусской  общины[31].  Это  не  право Индии,  а право    общины,  которое  в  Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии,  а  также  в странах  на  восточном  побережье  Африки  исповедует   индуизм.   Как и  ислам,   индуизм  обязывает  своих  последователей к принятию  на  веру   определенных  религиозных  догм и  к  определенному  миропониманию.

Главная черта индусского  права – тесная связь  с религией.  Она  является  неотъемлимой частью индуизма,  в состав которого  наряду с правом  входят  также различные религиозные  верования и обряды,  моральные и философские  ценности,  предполагающие определенный  образ  жизни,  общественный порядок,  социальную организацию. 

Одним  из  основных  убеждений  индуизма является  то, что  люди  разделены  с  момента  рождения  на  социальные  иерархические  категории, каждая  из  которых  имеет свою  систему  прав и  обязанностей  и  догм  морали.  При  этом  каждый  человек  должен  вести  себя  так, как  это  предписано  социальной  касте,  к  которой  он  принадлежит.  В  качестве  регулятора  поведения  допускается обычай.  Позитивное  индусское  право  является  обычным  правом,  в  котором  в  той  или  иной  мере  деяния  преобладает  религиозная  доктрина.  Она  определяет нормы поведения,  в  соответствии  с ней  изменяются    или  толкуются  обычаи.  Обычаи весьма  разнообразны.  Каждая  каста  или  подкаста  следует  своим  собственным  обычаям.  Собрание  касты   голосованием   разрешает  в  местном  масштабе   все  споры,  опираясь  при  этом  на  общественное  мнение.  Оно  располагает  и  эффективными  средствами  принуждения.  Наиболее  строгим  наказанием  считается  отлучение  от  той  или  иной  группы.  В  случае,   если  нет  определенной   правовой  нормы   по  конкретному  вопросу,  судьи  решают  его  по совести,  по справедливости.

Правительству  разрешается  законодательствовать. Судебные  прецеденты   и  законодательство  не  считаются   источником  права. Даже  когда  имеется  закон,  судья  не  должен  его  применять  по  всей  строгости.  [32]  Ему  предоставлено   широкое  усмотрение,  чтобы  всеми  возможными способами  примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем  законодательство,  на  роль  источника  права может  претендовать  судебная  практика.  Итак,  в период,  предшествовавший  британской  колонизации,  классическое  индусское  право  не  основывалось  ни  на  формальных  нормативах,  ни  на  судебных  решениях.

В период английского  колониального господства  индусское право  претерпело  существенные  изменения.  Прежде всего,  ограничилась  сфера  его  применения.  В области  права  собственности и обязательств  традиционные  нормы очень  скоро заменили  нормы  общего  права,  в то время  как споры,  касающиеся   наследования,  брака, касты и других традиционных  институтов,   по-прежнему  решались  в  соответствии с нормами  индусского  права.  

На дальнейшее развитие индусского права  значительное влияние  оказали  законодательство  английской  администрации  и нормы  общего  права.  Так,  были  отменены  положения  индусского  права,  связанные  с   кастовой  дискриминацией,  нормы о  недееспособности  женщин,  запрещено  самосожжение  вдов.

Модификация  индусского  права осуществлялась под  влиянием  социально-экономических  перемен,  внесенных в  традиционный  хозяйственный  уклад развитием  капиталистических отношений в колонии,  посредством  таких  источников права,   как  закон и судебный  прецедент.  Английские  судьи,   применявшие  индусское  право,  восполняли  пробелы в нем  нормами  из  английского общего  права,   или создавая  на  его  основе новые  прецеденты.  В результате  судебной практики место  классического  индусского  права постепенно  заняло “ английско-индусское  право”[33]. Тем  не менее полного вытеснения индусского  права  не произошло, и ряд  его  традиционных  норм и институтов продолжал  действовать. 

После достижения  независимости (1947 году)  в Индии  был взят курс на модернизацию как индусского права,  так и национальной системы права в целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.  Законом о браке 1955 года были существенно  реформированы нормы  индусского права о браке и разводе.  Закон о наследовании 1956 года закрепил  право женщин  в сфере наследственных  отношений  и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года были созданы так называемые  «семейные суды», которые должны решать  семейно-брачные споры сторон  независимо от их  религиозной  принадлежности.

   Но модернизация  старого  права -  трудный и длительный процесс.  Так,  до  сих  пор  еще  не  принят  предусмотренный  в  Конституции 1950 года  Гражданский кодекс Индии,  который  должен  установить  единый  для всех  жителей  страны  гражданско - правовой статус.

Многие положения  модернизированного  индусского  права,  действующие  в  современной  Индии,  не распространяются на индусские общины  вне  Индии,  где  продолжают  действовать  нормы  традиционного индусского  права.

В  целом к  настоящему   времени  проделана  большая  работа  по  кодификации  индусского  права.  Судьи руководствуются  в  первую  очередь  законами  и прецедентами. В  ст. 141  Конституции Индии  устанавливается,   что  суды  должны  следовать прецедентам,   созданным  Верховными  судом.

Закон  и судебный  прецедент  являются  главными   источниками  права   современной  Индии.  Законодательство и решения  судов  должны  соответствовать  Конституции.   Контроль  за  конституционностью законов осуществляет  Верховный  суд.

Ныне  сфера  действия старых  правовых  обычаев  резко  сократилась. Однако  и сейчас индусское  право используется при  регулировании  таких  вопросов,   как  правовое положение  детей,  опекунство,   усыновление,  брак,   раздел  и  наследование  имущества.

Система  национального  права  Индии в  значительной  мере  формировалась  и развивалась  под  большим  воздействием  английского права,   и  в  настоящее  время,  я  считаю,    она  входит  в правовую семью  общего  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, делая выводы по  своей работе,  я  хочу сказать,  что каждая правовая система  обладает  определенной  спецификой, присущей  только  ей  и  отличающей  ее  от других  правовых  систем.

Анализируя  и исследуя   рассмотренные  в моей работе правовые семьи   современности,  я  выделила  в  каждой из  них признаки,  которые  выделяют  и   характеризуют  данную  правовую  семью,  придают  ей  определенную  индивидуальность.

Итак, на мой  взгляд,  романо-германскую  правовую  систему  характеризуют  такие  признаки,   как единая иерархически построенная система источников писаного права,  доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю,  который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности,  а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду,  который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Для социалистической правовой системы характерны такие признаки,  как: господство социалистической и в первую очередь государственной собственности;  законодательно признавалась роль коммунистической партии во всех сферах жизни; законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан,  однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления; господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало господствующее место праву публичному; для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право,  соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества; право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов;в теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права,  ей отводилась лишь роль строгого толкователя права;несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках правящего класса, обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы.            

Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки: главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать; источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся  в частности в Коране,  Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д.,  и действующих в отношении индусов;  весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями,  которые образуют в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники,  лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской правовой семье ).

Информация о работе Правовые семьи