Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание

Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле, право того или иного конкретного общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право . Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Классификация современных правовых систем
Глава 2 Романо – германская правовая система
2.1 История создания романо-германской (континентальной) семьи
2.2 Общая характеристика романо-германской правовой системы
2.3 Французская и германская правовые системы
Глава 3 Англо – саксонская правовая система
3.1 История возникновения англо-саксонской правовой семьи
3.2 Характеристика правовой системы Великобритании как основоположницы и представительницы англо-саксонской правовой системы
3.3 Правовая система США
Глава 4 Мусульманская правовая система
4.1 .Исторические корни и источники мусульманской правовой системы
4.2 Мусульманская правовая система в современном мире
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ТГП курсовая.docx

— 77.75 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1  Классификация  современных правовых систем

Глава 2 Романо – германская правовая система

2.1  История  создания романо-германской (континентальной)  семьи

2.2  Общая  характеристика романо-германской  правовой системы

2.3 Французская  и германская правовые системы

Глава 3 Англо – саксонская правовая система

3.1 История   возникновения   англо-саксонской  правовой    семьи

3.2 Характеристика    правовой    системы    Великобритании    как основоположницы  и  представительницы  англо-саксонской  правовой    системы   

3.3 Правовая система США

Глава 4 Мусульманская  правовая система

4.1 .Исторические корни и источники мусульманской правовой системы

4.2  Мусульманская правовая система в современном мире

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле, право того или иного конкретного общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право1. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы2 со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм.

       В то же время, несмотря на  подобное многообразие права  разных стран, в нем прослеживаются  некоторые сходные черты и  определенная техническая, политическая  и культурная взаимосвязь. Тщательное  сравнительное исследование позволяет  распределить право разных стран  по нескольким большим группам  права, именуемым системами права. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Классификация современных правовых систем

     Разнообразие  форм  организации  жизни  общества,  его   правового регулирования,   установления   норм  поведения  для  членов  общества обусловило различие в подходах к формированию систем права и  в  самих системах права. Исторически, под  воздействием  различных  факторов,  сложившаяся государственность  предполагала  и формирование своего права,  которое было  бы  присуще  ей  в  соответствии  с  обычаями,  нормами  морали, сложившимися на данной территории. Подходы к организации права оказались разными для каждой  страны, однако по прошествии многих лет на современном этапе развития права мы можем классифицировать эти системы.  Разнообразие правовых  систем  во многом зависит от особенностей способа правообразования. В юридической науке такая классификация проводится  по  исторически-территориальному признаку, а если быть точнее, то по национальному. Проблема классификации   на   определенные   группы   или,    как указывается  у  некоторых  авторов  - семьи правовых систем,  является одной из основных проблем  сравнительного  правоведения,  которая  уже давно привлекает внимание компаративистов всего мира. В поисках классификации использовались самые различные факторы, а не только выше перечисленные.  К таковым могут относиться:  этический, расовый,  географический,  религиозный,  а также деление  по  правовой технике и стилю права. Участники 1 Международной конференции сравнительного  права  1900 года различали французскую, англо-американскую, германскую, славянскую и мусульманскую правовые семьи3,  в 1919 году количество правовых семей сократилось до трех.

• романо-германская система  права; 

• англо-саксонской  системы права;

• мусульманская  система право.

     Работ, посвященных  собственно  учению  о правовых системах очень мало.  При всем многообразии и многочисленности  имеющихся  позиций  и точек   зрения   можно   условно  выделить  два  основных  направления классификации правовых систем современности, каждое из которых имеет в свою   очередь   несколько  разновидностей,  обладающих  определенными особенностями. Первое направление   наиболее   ярко   представлено  в  концепции правовых семей французского  компаративиста4  Рене  Давида5,  второе  -  в концепции “правового стиля” западногерманского юриста Конрада Цвайгерта6. Именно Р.  Давид выделил  идею  трихонометрии  -  выделения  трех правовых семей (романо-германской, англо-саксонской, социалистической) и к которой примыкает весь  остальной  юридический  мир,  охватывающий четыре пятых планеты. В основе его классификации лежат два критерия:  идеологический  и критерий юридической техники,  причем оба они должны быть использованы “не изолированно, а в совокупности”. Классификация Р. Давида пользуется большой популярностью и именно ее в основном используют для изучения такого правового института,  как совокупность правовых систем. К. Цвайгерт  различает  восемь  правовых   кругов,   таких   как, например,  германский, англо-американский и так далее. Он использует в качестве критериев классификации пять различных факторов. Концепция классификации правовых систем Р. Давида не только проще и по числу самих систем и по количеству факторов,  их определяющих, но она   и   наиболее   точно   и   полно   отражает  поставленный  перед классификацией вопрос. Поэтому именно она наиболее часто употребляема.

     В реальной    жизни    правовые   системы   различаются   большим  многообразием, спецификой, уникальностью. Вместе с  тем  при  всем  многообразии характеристик,  факторов и путей развития  национальных  систем  существенно  то,  что  отправные моменты  их  развития  связаны  с  характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в  данной  стране  в  целом,  а  еще больше  -  с  доминирующим  положением (в соответствии с особенностями социально-политической  обстановки,  политического  режима)  того  или иного элемента правовой системы. Изучение различных  систем  права  имеет  большое  значение   для юридической науки. Во-первых, при изучении истории формирования определенной системы права,  можно  анализируя  факторы,  ее  определившие,  выявить  некую закономерность развития данной системы права. Во-вторых, изучая  систему  права,  присущую  определенной группе государств, определяется основа их правовой базы и пути ее дальнейшего развития. В-третьих, изучение этого вопроса необходимо в межгосударственном общении.  различия в подходе к формированию правовой базы, в подходе к форме,  методам,  принципам закрепления  конкретных  институтов  права могут  причинить много неудобств государствам на международном уровне.  Поэтому  исследования  различных  систем  права  даст  возможность  на научной  основе  определить  позиции  друг друга и найти компромиссный вариант. Хотелось бы  так  же  подчеркнуть,  что  выделение  трех основных систем права обусловлено кроме всего прочего национальным фактором,  и даже религиозным, который определил и характер систем права и сущность и цели и все другие характеристики системы права. Нельзя не упомянуть,  о том, что системы права не стоят на месте. С каждым годом они развиваются, оптимизируются. Часто переходят в иную качественную  форму.  С  набранным  в ходе столетий опытом государства стараются  создать  наиболее  эффективную  форму  организации  системы права,  однако,  отнюдь  не  забывая свои  национальные,  исторические традиции.  Для того,  чтобы воздействовать на процесс развития  права, необходимо   изучать   его.   Причем   нельзя   ограничиваться  только собственным внутригосударственным законодательством.  нужно  учитывать опыт  и  практику  других  стран,  как  принадлежащих к той же системе права, так и других. Для обозначенных  целей  в  теории государства и права существует множество способов и методов изучения систем права:  это исторический, хронологический, метод синтеза, анализа, метод компаративистики (метод сравнительного правоведения) и  многие  другие.  При  изучении  систем права складывается  ряд знаний,  который формирует научно-юридическую основу для исследования права разных народов. Институт различных   систем   права   занимает   в  науке  теории государства и права далеко не  последнее  место  и  оказывает  большое влияние  на  изучение  права,  так  как дает ответ на многие вопросы в процессе исследования законодательства и системы права государства,  а также   дает   возможность   оценивать   право  с  позиций  конкретных характеристик определенной системы права. Многие категории  и  понятия,  выработанные  в  ходе исследований систем  права  используются  в  качестве  определяющих   позиций   при рассмотрении других аспектов изучения права.

     В современном мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах государственной  и общественной жизни. Это  относится  и  к  правовой  сфере. Мировое  сообщество  и  государства  признают  важное  значение  общеправовых систем. Возрастает  интерес  к  изучению  и  взаимному  использованию  опыта  развития  национальных  законодательств,  обмену  правовой   информацией  и научными идеями.

     Теперь  рассмотрим более подробно основные правовые системы. 
 
 

     Глава 2 Романо – германская правовая система

      2.1 История создания романо-германской (континентальной) семьи

                 Эта система включает в себя  страны, в которых юридическая  наука сложилась на основе  римского права. Более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права , но и саму концепцию права и правовой нормы Древнего Рима . В романо – германской правовой системе начиная с 19 века господствующая роль отведена закону, и в странах принадлежащих этой системе действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами, так как другие отрасли права были разработаны позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом.

                 Семья романо-германских правовых  систем возникла в Европе. Она  сложилась в результате усилий  европейских университетов, которые  выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодификации 7императора Юстиниана общую для всех юридическую науку. Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное усилиям  прилагавшимся совместно университетами латинских и германских стран .

                 Формирование романо – германской  правовой системы можно разделить  на три периода. Первым можно  считать период , предшествующий 13 веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изучения римского права в университетах. Господствующая доктрина вместе со школой естественного права в течении 5 веков подготовила третий период, который приходится на настоящее время.

     2.2 Общая характеристика романо-германской правовой системы

       Р. Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее   отличие   от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право,   а  точнее  право, основанное   на римском  воспринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития   капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план выдвинуты нормы   и   принципы   права,   которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.      Рецепция римского права привела к тому, что еще в период феодализма правовые системы европейских   стран-их   правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство. Буржуазные революции коренным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права. "Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные   факторы.   Закон   не   рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный  порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны. Во всех   странах   романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного   контроля   за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов   в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.      В романо-германской   юридической   доктрине8 и,   главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного    закона:   кодексы,   специальные   законы (текущее законодательство) и   сводные    тексты    норм. В    большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.      Система текущего     законодательства     также      весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.      Среди источников романо-германского права велика (и все более   возрастает)   роль   подзаконных   актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.      В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми правами, или социальной и экономической целью права)      В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в толковании законов).      Своеобразно положение   обычая   в    системе источников романо-германского права. Он может действовать не только в "дополнение к закону" но и "кроме закона". Возможны ситуации, когда обычай занимает положение "против закона" (например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.      По вопросу   о    судебной    практике,    как    источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах,   благополучно   пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент  9. Здесь   можно   говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении,   не   затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

     2.3 Французская и  германская правовые  системы

          Мы рассмотрели общие   признаки  правовых систем стран, принадлежащих  к романо-германской правовой  семье. Но наряду с общими   признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия. Рассмотрим в сопоставительном плане системы двух стран, принадлежащих к этой семье: Франции и Германии.      Французская правовая система с одной стороны и германская с другой послужили   той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, куда входят Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания; и германскую, включающую кроме Германии Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.  Внутри романо-германского права группа "римского" (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права, на которое оказала значительное влияние германская правовая наука. 

       Франция  имеет длительную  правовую историю и в основе  ее современной системы источников  права до сих пор лежат кодексы  наполеоновской эпохи.   Общепризнанно,   что,    несмотря    на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основным направлением упорядочения этой массы актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Начиная с 50-х годов 20 века принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами систематизации, консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающие   эти   кодексы   от наполеоновских    кодификаций. Во-первых, они    затрагивают    весьма    узкие области (кодекс сберкасс, лесной кодекс и т.д.). Во-вторых, эти кодексы не преследуют цель "переосмыслить" совокупность норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Эта новая   кодификация   ослабила   принцип   верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 года, перевернувшая "классическое" распределение компетенции между законодательной и исполнительной властями. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности. И, наоборот,   компетенция исполнительной власти существенно расширилась, и соответственно возросли удельный вес и значение ее актов в системе источников права.      Весьма своеобразное место в системе источников французского права занимает обычай. Он может действовать как secundum lege так и praeter lege.      В первом   случае   обычай   в   качестве источника права применяется наиболее часто в вопросах собственности и договора, где необходимо использовать нормы права при решении конкретных дел определенного географического региона или профессиональной среды.      Во втором случае он применяется, чтобы дополнить писаное право, если оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее часто встречается в трудовом и торговом праве.      Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Их роль особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы, что наиболее  наглядно прослеживается в области   административного   права. Административные суды и Государственный    совет     в     силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто отсылаются на общие принципы права.      Во французской   юридической   литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу (основных) источников права - входит   государственный   нормативный   акт.    К вторичным (дополнительным) источникам относят судебные решения.     

Информация о работе Правовые системы