Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание

Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле, право того или иного конкретного общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право . Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Классификация современных правовых систем
Глава 2 Романо – германская правовая система
2.1 История создания романо-германской (континентальной) семьи
2.2 Общая характеристика романо-германской правовой системы
2.3 Французская и германская правовые системы
Глава 3 Англо – саксонская правовая система
3.1 История возникновения англо-саксонской правовой семьи
3.2 Характеристика правовой системы Великобритании как основоположницы и представительницы англо-саксонской правовой системы
3.3 Правовая система США
Глава 4 Мусульманская правовая система
4.1 .Исторические корни и источники мусульманской правовой системы
4.2 Мусульманская правовая система в современном мире
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ТГП курсовая.docx

— 77.75 Кб (Скачать документ)

     3.3 Правовая система США

     Значительны различия между правовыми системами  разных стран внутри как германо-романской  семьи, так и “общего права”.

     Сказанное можно легко подтвердить при  изучении права США.

     Английские  поселенцы на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось с оговоркой  “в той мере, в какой его нормы  соответствуют условиям колонии” (так  называемый принцип дела Кальвина 1608 г.). Американская революция выдвинула  на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с “английским прошлым”. Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. Предполагается отказ  от принципа прецедента и других характерных  черт “общего права”. В ряде штатов были приняты кодексы: уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и запрещены  ссылки на английские судебный решения. Однако перехода американского права  в романо-германскую семью не произошло.

     Долгое  время Англия оставалась моделью  для американских юристов. В литературе даже утверждается, что, по мере того как  условия жизни в США сблизились с условиями жизни в Европе, американское право стало более  близким английскому праву, чем  в колониальную эпоху. Право США  в целом имеет структуру, аналогичную  структуре “общего права”, но только в целом. Одно из различий, причем весьма существенных, связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Отсюда значительный массив статутного права на уровне штатов. Соответственно в США существует 51 система права: 50 в штатах, одна федеральная. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким делом. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов, что делает правовую систему США сложной и запутанной, Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны с своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. Особенно широко указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной власти в американской системе правления. Нормы права США устанавливаются судами, а принципы складываются на основе данных норм. Именно в этом суть права, по мнению юристов.

     В статутном праве США немало кодексов, которых не знает английское право, например Единообразный торговый кодекс 1962 г.

     Как и в Англии, в США велико значение “обычного” права в функционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции США  восполняются не только с помощью  текущего законодательства, но и путем  признания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. В сфере частного права распространены обычаи. Итак, ориентация на гибкое правотворчество, наличие права судебной практики, наделение судов неограниченными  полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм, правовой дуализм в силу федерального устройства США все это создает специфику американского права.

     В ХХ в. США, как и в Англии, появились  новые тенденции. Право перестало  рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан  орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого  предназначенное.

     Глава 4 Мусульманская правовая система

     4.1 .Исторические корни и источники мусульманской правовой системы

     Мусульманская  правовая система - шариат (араб. Шариа - прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране14 и Сунне15. В этих предписаниях, прежде всего, затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную совесть мусульманина, обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным (бедным).

     Мусульманская правовая система - это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой  правовой культуры. Она является архаичным  правом, окончательно сложившимися в  Х в и не претерпевшем сколько-нибудь значительных изменений по настоящее  время. Истоки мусульманского права  связывают с пророком Мухаммедом (571-632 гг. нашей эры), который в  своих публичных проповедях изложил  систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, якобы, непосредственно  от Аллаха. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. «Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случаи же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

     Во  второй половине VIII в. выделилась группа богословов-законоведов, взявших на себя создание системы мусульманского права. На раннем этапе становления  мусульманской юриспруденции выделились 2 школы. Первая -  получила наименование мекканская. Сторонники священного придания (аскабаль-хадис), так как она делала упор на Коран и Сунну. Вторая, действовавшая преимущественно на территории Ирана, называлась «сторонники самостоятельного суждения» (асхаб ар-рай). Или был разработан метод аналогической дедукции (кийяс, араб. сопоставление, сравнение), который позволил упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней - источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. Наряду с принципом суждения по аналогии был выдвинут принцип иджма16, обозначавший согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. В соответствии с установленным порядком решения конкретных вопросов, отдельное толкование получило силу закона при одобрении мусульманской общины. Иджма, таким образом, исходила из конкретной авторитетной группы теологов и юристов. Иджма, как и Кияс17, признается многими мусульманскими правоведами каноническим источником права VIII-IX вв., представляли собой блестящий период разработки вопросов богословно-правового комплекса. До Х существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи-кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значимым, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые проблемы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. В X в. мусульманское правоведение окончательно сложилось как самостоятельная дисциплина, относящаяся к категории религиозных наук. Предмет исламского правоведения включает в себя изучение 2 категорий норм: 1) ибадат - нормы, определяющие отношение верующих с Аллахом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей) и 2) муамалят - нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, государством и подданными. Отношения с другими конфессиями и государствами. Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением 4 школ суннитского законоведения - мазхабов.

     Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной  отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религий ислама. Некий автор вправе был сказать: «Там где перестали  применять мусульманское право, ислам больше не существует».

     К XIII в мусульманское право практически  утратило свою целостность и стало  правом полидоктринальным, разделенным  на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате национальное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существующих в рамках того или иного толка, а также создание общих положений, принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

     Со  второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время  в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило  мусульманские правовые нормы. В  других странах (Алжир, Египет и другие) мусульманское право сохранилось  в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют фундаментальные  позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более  широки, включают различные институты, гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. «Здесь наблюдается  своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно  влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права». 

     Первым  по значению источником мусульманского права признается Коран - священная  книга мусульман. Внешне это книга  стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащих более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих. Всего их в Коране около 250, в том числе 70 строф по вопросам гражданского права, 30 - по вопросам уголовного права, 15 - по вопросам уголовного процесса, 70 - по вопросам правового положения личности (мужчины). Большинство же стихов посвящено религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древнее доктрины - христианство и иудаизм - главным образом через Пятикнижие (Тору); Талмуд. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

     Положения Корана органически дополняются  другим правовым источником - Сунной, которая  представляет собой собрание рассказов (хадисов), то есть преданий о жизни  Мухаммеда и его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Особый интерес среди этих историй представляют те, которые относятся к жизни и деятельности пророка, так как его просили рассудить споры или разрешать правовые казусы. Текстуально Сунна является гораздо больше материальным источником, чем Коран, но она также достаточно многовариантна и вызывает еще больше споров. Текст Корана был сформулирован очень скоро после смерти пророка во время правления третьего калифа Османа. Сунна не была собрана, по крайней мере, на протяжении столетия после письменной фиксации Корана. Существовало к тому же большое количество различных сборников хадисов. Некоторые из них были созданы юристами в качестве важного и источника, так как юристы были склонны фабриковать истории в поддержку своих особых правовых точек зрения. «Вопрос о количестве сфабрикованных хадисов до сих пор вызывает споры. Но, в конце концов, это имеет небольшое значение, так как подавляющее большинство мусульманских юристов прошлого и настоящего относятся к ним как подлинным».   В данном источнике принято выделять даты (хадисы) аутентичные18, хорошие и слабые. Только адаты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама»   Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджима приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий.

     Для того чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса  верующих признала ее или чтобы эта  норма соответствовала единому  чувству всех членов общества. Коран, Сунна и иджма - 3 источника мусульманского права, но это источники разного  плана. Коран и Сунна - основные источники. Исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы фикха. Сегодня только некоторые  крупные ученые обращаются непосредственно  к двум первым источникам. Однако, именно опираясь на эти источники, а также  на доктрину, специалисты пытаются найти ответ для решения современных  проблем. Этот третий источник мусульманского права - иджма - имеет исключительно  большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы  права независимо от их происхождения  подлежат применению».

Информация о работе Правовые системы