Четвертым
источником мусульманского права признаются
кияс, то есть способы толкования и применения
по аналогии норм мусульманского права,
закрепленных вышеназванным источниками.
Кияс не является продолжением, частью
первоначальной нормы или Крудуса, а потому
образует отдельный источник права.
К
числу вторичных источников права,
возникших в более поздний
период развития исламских государств,
можно отнести закон (нормативно-правовой
акт), который сегодня в большинстве
мусульманских страна играет весьма
важную роль в социальном регулировании.
В нем могут содержаться нормы
не только дополняющие, корректирующие
положения первичных религиозно-правовых
документов, но и идущие вразрез
с Кораном, Сунной, иджмой. В этом
случаи закон вряд ли может считаться
формой мусульманского права. Глубинным
источником исламской правовой системы
является религиозно-правовая доктрина.
Именно она обусловила особую логику
развития мусульманского права, своеобразие
его формальных источников, их тесную
взаимосвязь. В отдельные периоды
истории, например в VIII-X вв., она получила
официальное признание, легализацию
и выступала в качестве формы
права, в другое время, как и сегодня,
она уходила на 2 план и оформлялась
через иджму, кияс, закон. Но в любом случаи
эта доктрина была и остается основным
питательным источником мусульманской
правовой системы.
4.2 Мусульманская
правовая система в
современном мире
До
начала XIX в. социально-экономические
условия существования мусульманского
мира менялись очень медленно, поэтому
шариат, несмотря на застывшую архаичность
его догматов, вполне соответствовал
им. Однако с упадком Османской
империи на Ближнем Востоке усилилось
политическое влияние западноевропейских
государств. Лидеры мусульманского мира
осознали, что для того, чтобы
выдержать политическую и экономическую
конкуренцию с западными странами,
необходима модернизация государственного
управления и права.
С середины XIX в. начался процесс
законодательных реформ. В сферу
отношений, ранее традиционно
регламентировавшихся мусульманским
правом, стали вторгаться нормативные
источники европейского происхождения.
Главным образом этот процесс
затронул сферы, в которых конфликт
с традиционными исламскими нормами
был не слишком острым, в частности,
торговое и морское право. Власти
Османской империи пошли еще
дальше. Была принята так называемая
Маджалла19 (1869-1876 гг.) — закон, состоящий
из 1850 статей о собственности и обязательственном
праве. Этот закон открыто не порывал с
правилами шариата, но они были облечены
в форму параграфов в европейском стиле
и введены в действие с санкции государства.
Он был необходим потому, что светские
суды, получившие полномочия на рассмотрение
споров о собственности и обязательствах,
едва ли могли опираться на средневековые
мусульманские нормы.
В Британской Индии мусульманское
право с течением времени так
много заимствовало из общего
права, что даже появилась возможность
говорить об “англо-магометанском
праве”.
В 1876 г. в Египте начал действовать
гражданский кодекс, составленный
в основном по французскому
образцу. Египет перенял также
в общих чертах и французский
торговый кодекс. Так появилась
отрасль торгового права, до
того неизвестная в мусульманском
праве. И в других странах
Ближнего Востока за исключением
Иордании, Кувейта и некоторых
других государств Аравийского
полуострова были приняты гражданские
кодексы западного образца. Однако
они не затрагивали семейного
права.
Семейное и наследственное право
подверглись законодательным реформам
в ХХ в. Законы о семейном
праве были приняты в Египте
и Судане. В Турции реформа
семейного и наследственного
права была осуществлена в
1926 г. Порывая с традиционными
мусульманскими канонами, новые законы
осудили многобрачие, право одностороннего
расторжения брака мужем, неравный раздел
наследства между сыновьями и дочерьми
покойного. Иранский гражданский кодекс,
промульгированный в 1927-1935 гг., также явился
кодификацией модернизированного мусульманского
права в сфере семьи и наследования. Кодексы
личного статуса были приняты в Сирии,
Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке
и некоторых других мусульманских странах.
После второй мировой войны
законы, регулирующие наследование
и семейные отношения, были
приняты почти во всех арабских
государствах.
Проникновение европейского права
в мусульманские страны весьма
значительно, и этот процесс,
связанный с международной интеграцией
и экономическим сотрудничеством,
в принципе необратим. Значение,
сфера действия и удельный
вес мусульманского права уменьшилось,
а само право, во всяком случае,
по своей внешней форме, многое восприняло
от европейских кодификаций. Однако отмеченную
тенденцию не следует преувеличивать,
особенно в свете активизации ислама,
которая за последние годы характеризует
политическую жизнь многих государств.
Эта активизация сопровождается, в том
числе и требованиями отказа от западных
правовых моделей, полного восстановления
всех норм мусульманского права (например,
в Иране).
Многие мусульманские государства
заявляют в своих конституциях
и законах о верности принципам
ислама. Есть такие положения,
в частности, в конституциях
Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании,
Ирана, Пакистана.
Мусульманское уголовное право
устанавливает четко определенные
наказания (причем весьма суровые)
за такие преступления, как убийство,
прелюбодеяние, ложное обвинение
в прелюбодеянии, воровство, употребление
спиртных напитков, вооруженное
ограбление и бунт. Наказание за
остальные преступления определяет сам
судья по своему усмотрению.
Принятая в 1979 г. Конституция
исламской республики Иран провозглашает,
что все законодательство, в том
числе уголовное, должно соответствовать
шариату, а суды в борьбе
с преступностью обязаны применять
установленные им меры наказания.
В 1981 г. вступил в силу так
называемый закон о киншасе, 199
статей которого повторяют положения
традиционного мусульманского уголовного
права (широкое применение смертной
казни, наказание плетьми, избиение
камнями, наказание по принципу
талиона). Процесс исламизации затронул
и другие страны (Пакистан, Судан,
Мавритания).
Мусульманское судопроизводство
довольно простое. Единоличный
судья рассматривает дела всех
категорий. Иерархия судов обычно
не существует. Сегодня в некоторых
странах мусульманские суды ликвидированы
и заменены судами обычного
судопроизводства (Турция, Египет, Тунис,
Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея).
Однако во многих арабских
государствах мусульманские суды
продолжают играть немалую роль
в механизме регулирования общественной
жизни. Как правило, к судьям
предъявляются высокие квалификационные
требования с точки зрения
их религиозно-правовой подготовки.
Малозначительную
роль в правовом регулировании играет
обычай, если, конечно, он не имеет религиозных
оснований. Исламские юристы не относят
его к праву и не рассматривают
как его источник. Однако когда
отношения оказываются нерегламентированными
правом, не обеспечиваются юридически,
обычай может вступать их регулятором.
Мусульманское право, несмотря
на существенное влияние со
стороны европейских правовых
систем, все же остается самостоятельной
правовой семьей, оказывающей серьезное
воздействие на миллионные массы людей
во всех уголках земного шара.
Заключение
Правовая система каждого государства
отражает закономерности исторического
развития общества, его исторические,
национальные, культурные особенности.
Возникновение и история развития
правовой системы государства
свидетельствуют о том, что
на содержание и динамику правовой
системы воздействует вся духовная
культура общества: религия, философия,
мораль, художественная культура, наука.
На правовую систему большое
воздействие оказывает политика,
политическая культура.
Правовое многообразие нельзя
рассматривать как исторический
анахронизм, связывая его с традициями
прошлых веков и юридическим
консерватизмом. История каждого
государства и группы стран
общей судьбы или связанных между
собой прочными экономическими, культурными
узами и географической близостью формирует
устойчивые правовые воззрения, традиции
и правовую культуру. Отношение к праву
неодинаково у населения Северной, Центральной
и Южной Европы. Законопослушание англичан,
скандинавов и немцев контрастирует с
пренебрежением к формальным нормам в
кавказском регионе, в мусульманском мире.
Следовательно, одно из коренных правовых
различий заключается в разных идеологических,
религиозных и мировоззренческих истоках
права.
Романо-германская и Англо-саксонская
правовая система являются, несомненно,
основными в современном мире.
Нет ни одной правовой системы,
которая не позаимствовала бы
те или иные элементы у одной
из этих семей, и может даже
показаться, что все другие системы
– это не более, чем пережитки,
призванные исчезнуть в более или менее
далеком будущем по мере прогресса цивилизации.
Однако подобное мнение – это не более
чем простая гипотеза, не соответствующая
реалиям современного мира. Конечно, все
государства в какой-то мере заимствуют
западные идеи, поскольку это представляется
им необходимым для сохранения независимости
и прогресса в развитии. Однако наши современники
не склонны отказываться от представлений,
которые еще недавно были общепризнанными
в их странах. Мусульманский мир, Индия,
Дальний Восток, Африка далеки от того,
чтобы безоговорочно присоединиться к
западной цивилизации.
Современная правовая карта мира
раскрывает многообразие правовых
систем и в то же время
свидетельствует о стремлении
государств к сближению, единству
в законодательстве, правоприменительной
деятельности в сфере регулирования
рыночных отношений, охраны окружающей
среды, в регулировании других
сфер общественной и государственной
жизни.
Список литературы
Ацамба
Ф.М. История религии / Высшая школа.
Книга 2, 2004 МУС Большая российская
юридическая энциклопедия (PC CD-ROM)
Берман
Г.Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования.
МГУ, 1994 год.
Давид
Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые
системы современности. - М.: Международные
отношения, 2003.
Давид
Р. Основные правовые системы современности.
M., 1999.
Матузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права. М.: Юристъ, 1997.
Правовые
системы стран мира. Энциклопедический
справочник./ Отв. ред. – д. ю. н., проф.
А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005.
Решетников
Ф.М. Правовые системы стран мира.
Справочник. М.: Юрлит. 1993 год.
Саидов
Л.Х. Сравнительное правоведение и юридическая
география мира. М., 1993;
Сукияйнен
Л. Я. Мусульманское право. Вопросы теории
и практики. М.,1986
Теория
государства и права: Учебник
для вузов / Под ред. проф. В.М. Карельского
и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и
доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА-ИНФРАМ), 2000.
Фридмэн
Л. Введение в американское право / Пер.
с англ. М., 1992.
К.
Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное
правоведение в сфере частного права.
Том I. Основы. Издательство: Международные
отношения.
Цмай
В.В. История государства и права.
- 2005