Предмет теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права конспект.docx

— 680.19 Кб (Скачать документ)

Входящие в состав федерации  государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Субъектами федерации  являются государства или государственные  образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят  штатов, ФРГ – шестнадцать земель, Швейцарии – двадцать три кантона. В составе Российской Федерации  двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система органов  государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной  конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

- существование федеральной системы  законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат  (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

- наличие в большинстве федераций  двойного гражданства;

- двухканальная система налогов;

- суверенитет федерации произведен  от суверенитета входящих в  нее государственных единиц;

- после вхождения в федерацию  ее субъекты суверенитетом практически  не обладают. Хотя степень суверенности  субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации,  но разных субъектов) может  быть различной;

- у субъектов отсутствует право  выхода из федерации (его не  предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Законодательный орган  федерации традиционно состоит  из двух палат, в одной из которых  представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась  и принималась Конституция первой в мире федерации – Соединенных  Штатов Америки, возникли разногласия  о порядке представительства  штатов в Конгрессе. К качестве компромисса  было решено создать две палаты –  Палату представителей, число конгрессменов  в которой зависит от населения  штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен  двумя сенаторами.

По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное  Собрание (парламент) Российской Федерации  состоит из двух палат: Государственной  Думы и Совета Федерации. Каждый субъект  Федерации в Совете Федерации  имеет по два представителя.

Территории федераций  состоят из территорий входящих в  них государств и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», – говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись. По оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет сущесч новация Союза.

Федеративные государства  характеризуются тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством конституции  и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством  на своей территории. Конституция  Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Федерации, Конституция  и законы США являются высшими  законами страны. Аналогичные положения  содержатся в конституциях ряда других государств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя действие общефедеральных  законов, принятых по вопросам компетенции  федерации, на всю ее территорию.

Способы размежевания компетенции, применяемые  в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными  являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции  устанавливают сферы, подпадающие  под исключительную компетенцию  федерации и исключительную компетенцию  ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации  и ее субъектов.

Федерации, основанные на территориальном  принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время  как образованные на национально-территориальной  основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие  сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена  многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся  в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация  в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая  Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые  элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа)(США, Германия) и национально-государственной (образованной по национальному принципу)(Советский Союз, Югославия, Индия).

Административная  федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.

Выделяют  также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов(США).

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов)(США, СССР) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны)(Бельгия).

 

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует  общий для объединившихся субъектов  центральный государственный аппарат  и отсутствует единая система  законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения  которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерации свойственны следующие черты:

- создается для достижения определенных  целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей  политических, военных, экономических);

- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

- каждый субъект конфедерации  полностью сохраняет свой суверенитет.  На конфедерацию в целом суверенитет  не распространяется;

- члены конфедерации обладают  правом выхода из конфедерации  на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

- у конфедерации есть свои органы  управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции,  у нее нет единых законодательных  органов, единой судебной системы,  единого гражданства, единой армии,  единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как  правило, закрепляется договором; суверенитет  сохраняется за каждым субъектом  конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения  ее целей и  задач; субъекты конфедерации имеют  право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Каждое суверенное государство  вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими  государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств - членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования.

 

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Появилась новая форма  ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество  Независимых Государств (СНГ), в составе  которого - государства, ранее входившие  в СССР. Это более аморфная и  неопределенная форма, чем конфедерация.

 

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или более гос-в в одном лице.

 

Содружество – объединение гос-в, характеризуемое наличием общих признаков (экономика, право, язык, культура, религия).

Инкорпорация – это добровольное объединение гос-в, внешне выглядит как добровольное, но таковым не является (Литва, Латвия, Эстония в состав  СССР 1940).

Фузия – добровольное вхождение одного государства в другое (Германия – ФРГ в ГДР).

Империя – механическое объединение народов, применение силы.

Империи (лат. imperium – власть, государство) – это сложные многонациональные государства, создаваемые с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. К такому типу государств можно было отнести Южно-африканскую республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию. Несмотря на развитие цивилизации и демократии в мире, полностью исключить попытки создания империй в будущем, очевидно, нельзя

 

 

№14. Форма государственного правления.

 

Данная категория показывает, как  образуются высшие органы, что они  собой представляют, на каких началах  взаимодействуют. Форма правления  также свидетельствует, участвует  ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Информация о работе Предмет теории государства и права