Предмет теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права конспект.docx

— 680.19 Кб (Скачать документ)

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально  организует политическую систему и  т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие  черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические  режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

 

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых  возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма  и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

государство стремится к  глобальному господству над всеми  сферами общественной жизни, к всеохватывающей  власти;

общество практически  полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо  в политическом сознании формируется  представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов  поступков людей;

государственная власть формируется  бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом  тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом  управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального  аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;

коллективистско-механистическое  мировоззрение (государство - «машина», человек - «винтик» и т. п.);

идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия  и догматизм (в фашистской Германии существовал «Закон против образования новых партий» от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: «В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия»);

монополия на информацию;

полный контроль над средствами массовой информации;

полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;

распространение на все сферы жизни  уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;

систематический массовый террор против своего населения;

прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

вся полнота власти принадлежит  аппарату одной «партии», которая  на самом деле представляет собой  систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;

запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.

централизация государственной  власти во главе с диктатором и  его окружением;

бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны  общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется  воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался  на необходимости сильной, беспощадной  власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный  режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и  т.д.) при минимальном участии  народа. Главную черту данного  режима составляет авторитаризм как  метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода  правления Франко, Чили во времена  власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных  органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной  власти;

игнорируется принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные  органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

роль представительных органов  власти ограничена, хотя они и могут  существовать;

суд выступает, по сути, вспомогательным  органом, вместе с которым могут  использоваться и внесудебные органы;

сужена или сведена  на нет сфера действия принципов  выборности государственных органов  и должностных лиц, подотчетности  и подконтрольности их населению;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

существует частичный  плюрализм;

права и свободы человека и гражданина главным образом  провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и  используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден  по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный  и иные разновидности авторитарного  режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический  режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных  государственному контролю; 2) если при  тоталитаризме осуществляется систематический  террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного  на предотвращение возникновения оппозиции.

 

 

 

№16. Механизм государства.

Понятие и значение механизма государства

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм  государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Приведенное определение позволяет  выделить следующие характерные  признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и  его механизмом связь прямая и  нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для  выполнения функций государства, последним  в этой связи принадлежит определяющая роль.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный  аппарат" обычно употребляются как  синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого  властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом  еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые  государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под  аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат  государства, говорят прежде всего  о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи  между собой в процессе осуществления  тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Информация о работе Предмет теории государства и права