Предмет теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права конспект.docx

— 680.19 Кб (Скачать документ)

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в  единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в  ней свое особое место, имеет специальное  назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении  общих задач общества.

В зависимости от природы  выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

В зависимости  от политического режима выделяют следующие  виды политических систем:

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки. Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

В зависимости от общественно-экономической  формации:

1. Политические системы рабовладельческих  обществ. 

2. Политические системы феодальных  обществ. 

3. Политические системы буржуазных  обществ. 

4. Политические системы социалистических  обществ.

В зависимости от географического  положения:

1. Европейская политическая система. 

2. Североамериканская политическая  система. 

3. Азиатская политическая система  и т.д.

Алмонд  и Паул в зависимости от степени  культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую  классификацию:

1. Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе.

2. Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой.

3. Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы.

По  характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:

1. Закрытые (СССР).

2. Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).

Среди базовых моделей политических систем выделяют:

1. Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении.

2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.

3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или  большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования - демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение  путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и  ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое  недостижение);

выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов  никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и  он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых  членов общества и приобщения их к  политической деятельности) и др.

 

Место и роль государства  и права в политической системе  общества

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в  себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство  играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность  и устойчивость. Оно выполняет  основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и  упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве  единственного официального представителя  всего народа, объединяемого в  пределах его территориальных  границ по признаку гражданства;

2) является единственным  носителем суверенитета;

3) обладает специальным  аппаратом (публичной властью), предназначенным  для управления обществом; имеет  силовые структуры (вооруженные  силы, милицию, службу безопасности  и т.п.);

4) обладает, как правило,  монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим  набором материальных ценностей  (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные  направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом  политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере  весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в  законодательстве правовой режим организации  и функционирования всех иных субъектов  политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством  юстиции) и привлекает к участию  в общественных и государственных  делах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять  меры принуждения за соответствующие  правонарушения.

Наряду с государством особое место в политической жизни  занимает и право как важнейший  социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в  том, что оно:

1) служит одним из средств  связи между обществом и его  политической системой (в законах,  принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства  людей, различных слоев, классов,  групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему  стабильной (в частности, Конституции  и законы обычно на длительный  период закрепляют систему политических  институтов, правовую основу взаимоотношений  между ними, устройство государства  и т.п.);

4) устанавливает правовые  формы организации, функционирования  и смены государственной власти, способы и методы политической  борьбы всех существующих в  данном обществе политических  сил и т.д.;

5) легализует в правовых  актах (конституции, законах, подзаконных  актах) субъектов политической  организации - государство, политические  партии, движения, общественные объединения  и т.п., которые должны действовать  в их рамках.

Так, любое государство  при помощи права в той или  иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с  усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной  юридической регламентации их деятельности.

 

Органы государства  и иные субъекты политической системы  общества

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления, с другой - оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Население осуществляет право  на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные  выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:

а) структура и компетенция  этих органов определяется населением самостоятельно;

б) обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;

в) в пределах своей компетенции  издают правовые акты;

г) являются юридическими лицами;

д) не входят в систему  органов государственной власти.

Политическая  партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в проведении именно своей политики.

Партии занимают особое место  в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются  прежде всего на защиту социально-экономических  и иных интересов их членов, главным  призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление  власти, борьба за руководство государственными делами.

Функции политических партий составляют: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших  социальных групп; активизация и  интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные  и эволюционно-реформистские, вооруженные  и ненасильственные и т.д.); подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных  органов власти, выдвижение в них  своих сторонников, организация  контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы  развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в  целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты и т.п.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых  членов (партийной массы), сторонников  партии.

Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Информация о работе Предмет теории государства и права