Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать работу президента в контексте прав и свобод человека, выявить возможные недостатки. К задачам, таким образом, можно отнести раскрытие таких вопросов, как становление института президентства в Беларуси, достоинства и недостатки зарубежных моделей президентства и сопоставление их с национальной, а также конституционный статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, оценка правовой базы института президентства в белорусском государстве, также мы рассмотрим Президента Республики Беларусь как гаранта Конституции и прав и свобод человека и гражданина: обозначим понятие и специфику реализации прав и свобод граждан, выявим роль в их реализации и обозначим некоторые полномочия Президента по обеспечению конституционного статуса личности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Президент как глава государства и гарант Конституции 6
§ 1.1. Происхождение и развитие института президенства 6
§ 1.2. Компетенция Президента Республики Беларусь 8
§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь 12
§ 1.4 Президент как глава государства и гарант Конституции 14
Глава 2. Президент как гарант прав и свобод гражданина и человека 15
§ 2.1 Общая характеристика прав и свобод человека 15
§ 2.2 Общая характеристика прав и свобод гражданина 18
§ 2.3 Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

курсавая.docx

— 45.23 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Витебский государственный университет

им. П. М. Машерова »

юридический факультет

кафедра уголовного права

 

 

Курсовая  работа

Тема: « Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина »

 

Выполнила

студентка 2 курса 24 группы

Никитенко Елена

 

 

 

 

 

Витебск

2011

Содержание

Введение 3

Глава 1. Президент как глава государства  и гарант Конституции 6

§ 1.1. Происхождение и развитие института  президенства 6

§ 1.2. Компетенция Президента Республики Беларусь 8

§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь 12

§ 1.4  Президент как  глава государства  и гарант Конституции 14

Глава 2. Президент как гарант прав и  свобод гражданина и человека 15

§ 2.1  Общая характеристика прав и  свобод человека 15

§ 2.2  Общая характеристика прав и  свобод гражданина 18

§ 2.3 Президент как гарант прав и  свобод человека и гражданина 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Список  литературы 24

 

Введение

В современных государствах основным юридическим актом, который  вносит порядок в систему правового  регулирования, является Конституция. Слово “конституция” происходит от латинского constitutio – устройство. Конституция является основным законом государства. “15 января 1994 года была принята новая, пятая по счету Конституция. До этого Конституция в Беларуси принималась в 1919, 1927, 1937, 1978гг. Дополнения и изменения к Конституции принимались 24 ноября 1996 года”.

 Предметом конституционного  закрепления являются, по меньшей  мере, два вопроса: 1)  система государственной власти;  2)  права, свободы и обязанности граждан. Конституция закрепляет наиболее принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права и законодательства, является их юридической базой. Республика Беларусь: ¨ унитарное демократическое социальное правовое государство; ¨ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; ¨ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Правовое государство – тип государства, в котором существует конституционный  строй, т.е. принята и действует  демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом). В правовом государстве утверждается принцип разделения властей,  независимости суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

 Это тема является  актуальной  на сегодняшний момент. Актуальность данной темы состоит в том, что Республика Беларусь – сравнительно новое, формирующееся  государство, которое разрабатывает концепции по  усовершенствованию системы государственной власти, в частности института президенства, осуществляет поиск новых методов для реализации прав и свобод человека и гражданина, а также поиск путей для гарантий реализации  прав и свобод человека и гражданина.

Цель работы – проанализировать работу президента в контексте прав и свобод человека, выявить возможные  недостатки. К задачам, таким образом, можно отнести раскрытие таких  вопросов, как становление института  президентства в Беларуси, достоинства  и недостатки зарубежных моделей  президентства и сопоставление  их с национальной, а также конституционный  статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, оценка правовой базы института президентства в белорусском  государстве, также мы рассмотрим Президента Республики Беларусь  как гаранта  Конституции  и прав и свобод человека и гражданина: обозначим понятие  и специфику реализации прав и  свобод  граждан, выявим роль в их реализации и обозначим некоторые  полномочия Президента по обеспечению  конституционного статуса личности

  Предметом исследования данной курсовой работы является президент как глава государства, гарант Конституции, гарант прав и свобод гражданина и человека. Объектом исследования является система правоотношений, формирующая институт президенства в Республики Беларусь.

Методологическую основу курсовой работы составили логические методы: анализ, синтез, аналогия; а  также общенаучные методы исследования: сравнительный, исторический.

В курсовой работе использованы  нормативно-правовые акты являются действующими на данный период времени: Конституция Республики Беларусь,  Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 6 октября 2006 г.  Теоретическую основу составили труды правоведов Республики Беларусь:  Василевич Г.А. , Демичев Д.М

  Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения; основной части, которая включает 2 главы, каждая из которых разделена на параграфы; заключения; списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Президент  как глава государства и гарант Конституции

§ 1.1. Происхождение и развитие института президенства

Термин «президент» (от лат. praesidens) означает сидящий впереди. В античные времена президентами называли лиц, исполняющих функции председательствующих на различных заседаниях. Очевидно, исходя из этого значения толковый словарь русского языка В.И. Даля, определяет суть слова «президент» как «старший чин совещательного места, управления» . ( 3,стр.98 )

Первым в мире государством, в котором зародилась современная  система института президентства, были США, несмотря на то, что на первоначальном этапе американской государственности  и законодательная, и исполнительная власть была сосредоточена в едином представительном органе – Континентальном  конгрессе. Затем президентская  система правления была установлена  в ряде латиноамериканских государств. Первыми европейскими странами, где  была введена должность президента как главы государства, стали  Франция и Швейцария (1848 г.).

После окончания первой мировой  войны президенты стали высшими  должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Латвии, Литве, Польше, Турции, Чехословакии, Эстонии. Несколько позже  институт президентства был введен на Филиппинах, в Сирии и Ливане. После второй мировой войны он был учрежден в Италии, Греции, Португалии, Исландии, Мальте, Южной Корее, Южном  Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Иране, Ираке, Афганистане, а также  практически во всех африканских  государствах. Этот процесс в послевоенное время затронул и бывшие социалистические государства (ЧССР, СРР, КНДР, СФРЮ). В  конце 1980-х годов в ходе фундаментальных  преобразований на мировой арене  он перешел на Советский Союз: в  соответствии с изменениями в  Конституции СССР, внесенными Съездом  народных депутатов СССР 14 марта 1990 г., был учрежден пост Президента СССР.

Впоследствии институт президентства  был принят в большинство бывших советских республик. Сегодня в  каждой из них конституционно закреплена президентская форма правления. Во всех государствах, кроме Молдовы, Республики Беларусь и стран Балтии, президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти.

В Беларуси институт президентства  появился с принятием 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 95 Конституции 1994 года (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте Республики Беларусь» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Новая редакция Конституции  РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996 года, изменила объем полномочий Президента Республики Беларусь и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

 

 

§ 1.2. Компетенция  Президента Республики Беларусь

Статья 16. Президент осуществляет функции Главы государства в  рамках Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь. Компетенция Президента закреплена в основном законе Республики Беларусь, Конституции, в законе «О Президенте Республики Беларусь ». В законе «О Президенте Республики Беларусь» компетенция президента определяется статьей 17, которая закрепляет что  Президент:

1) назначает республиканские  референдумы;

2) назначает очередные  и внеочередные выборы в Палату  представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в  случаях и в порядке, предусмотренных  Конституцией Республики Беларусь;

4) назначает шесть членов  Центральной комиссии Республики  Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и  реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты  представителей назначает на  должность Премьер-министра Республики Беларусь;

7) определяет структуру  Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8) с согласия Совета  Республики назначает на должность  Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов;

9) с согласия Совета  Республики назначает на должность  судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;

10) назначает шесть судей  Конституционного Суда, иных судей  Республики Беларусь;

11) освобождает от должности  Председателя и судей Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь по основаниям,  предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12) назначает на должность  и освобождает от должности  Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

13) обращается с посланиями  к народу Республики Беларусь  о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными  посланиями к Парламенту Республики  Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15) имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16) назначает руководителей  республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь;

17) решает вопросы о  приеме в гражданство Республики  Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18) устанавливает государственные  праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование  осужденных;

20) ведет переговоры и  подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21) принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитованных  при нем дипломатических представителей иностранных государств;

22) в случае стихийного  бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23) в случаях, предусмотренных  законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

24) подписывает законы; имеет  право в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25) имеет право отменять  акты Правительства Республики  Беларусь;

26) непосредственно или  через создаваемые им органы  осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

Информация о работе Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина