Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать работу президента в контексте прав и свобод человека, выявить возможные недостатки. К задачам, таким образом, можно отнести раскрытие таких вопросов, как становление института президентства в Беларуси, достоинства и недостатки зарубежных моделей президентства и сопоставление их с национальной, а также конституционный статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, оценка правовой базы института президентства в белорусском государстве, также мы рассмотрим Президента Республики Беларусь как гаранта Конституции и прав и свобод человека и гражданина: обозначим понятие и специфику реализации прав и свобод граждан, выявим роль в их реализации и обозначим некоторые полномочия Президента по обеспечению конституционного статуса личности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Президент как глава государства и гарант Конституции 6
§ 1.1. Происхождение и развитие института президенства 6
§ 1.2. Компетенция Президента Республики Беларусь 8
§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь 12
§ 1.4 Президент как глава государства и гарант Конституции 14
Глава 2. Президент как гарант прав и свобод гражданина и человека 15
§ 2.1 Общая характеристика прав и свобод человека 15
§ 2.2 Общая характеристика прав и свобод гражданина 18
§ 2.3 Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

курсавая.docx

— 45.23 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Президент  как гарант прав и свобод человека и гражданина

Обязанность Президента Республики Беларусь быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлена  задачей обеспечения стабильности конституционного строя, гарантирования прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагается  функция арбитра между властями, но посредничество Президента имеет  скорее политические, чем чисто юридический  характер, ведь Конституционный Суд  в юридическом отношении обладает обширными правами, в том числе  в отношении разрешения споров о  компетенции посредством проверки конституционности нормативных  актов.

В споре между ветвями  власти у Президента Республики Беларусь есть единственный высший арбитр –  народ. Именно он является высшим источником государственной власти и носителем  суверенитета. В случае когда разногласия  между ветвями власти не могут  быть сняты, то вполне уместно обращение  Президента к народу с тем, чтобы  на референдуме был решен вопрос в ту или иную пользу.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой –  сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы провозглашаются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь  (статьи 2, 59, 60 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

           Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства. Важно также, что провозглашенные и закрепленные в Основном Законе права и свободы могут быть ограничены лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.(4,стр164)

Права и свободы  человека являются ограничителем государственной  власти. А одним из важнейших принципов  права является уважение и защита прав и свобод человека и неотвратимая ответственность тех, кто пренебрегает своими конституционными обязанностями  и нарушает эти права и свободы. Принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей означает, что никто не должен лишаться прав и свобод и уклоняться от несения  обязанностей, если это право не предусмотрено законом.  Гарантированность – это один из важнейших конституционно провозглашенных принципов. Субъектом, на который прежде всего возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главного гаранта прав и свобод человека, однако эта роль вытекает из ряда ее статей (статьи 6, 10, 60 и др.).

         Опыт становления правового государства свидетельствует, что имеется немало трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в частности, все государственные органы, включая Президента Республики Беларусь как Главу государства, Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля, Прокуратуру как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, декретов, указов.

        В Беларуси обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, по происхождению, отношению к религии, месту жительства, убеждениям.

       Таким образом, закрепление в Конституции Республики Беларусь высокоморальных устоев личной жизни человека, гуманизма, присущего всему человеческому сообществу в целом, призвано способствовать формированию мощного гражданского общества

 

 

 

Список литературы

 

    1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0.
    2. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 6 октября 2006 г. № 166-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 166, 2/1263))
    3. Даль В.И. - Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000. С. 552
    4. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн., 2003
    5. Демичев Д.М. Конституционное право. Мн., 2004.

 

 

 


Информация о работе Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина