Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать работу президента в контексте прав и свобод человека, выявить возможные недостатки. К задачам, таким образом, можно отнести раскрытие таких вопросов, как становление института президентства в Беларуси, достоинства и недостатки зарубежных моделей президентства и сопоставление их с национальной, а также конституционный статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, оценка правовой базы института президентства в белорусском государстве, также мы рассмотрим Президента Республики Беларусь как гаранта Конституции и прав и свобод человека и гражданина: обозначим понятие и специфику реализации прав и свобод граждан, выявим роль в их реализации и обозначим некоторые полномочия Президента по обеспечению конституционного статуса личности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Президент как глава государства и гарант Конституции 6
§ 1.1. Происхождение и развитие института президенства 6
§ 1.2. Компетенция Президента Республики Беларусь 8
§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь 12
§ 1.4 Президент как глава государства и гарант Конституции 14
Глава 2. Президент как гарант прав и свобод гражданина и человека 15
§ 2.1 Общая характеристика прав и свобод человека 15
§ 2.2 Общая характеристика прав и свобод гражданина 18
§ 2.3 Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

курсавая.docx

— 45.23 Кб (Скачать документ)

27) формирует и возглавляет  Совет Безопасности Республики  Беларусь;

28) является Главнокомандующим  Вооруженными Силами Республики  Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;

29) вводит на территории  Республики Беларусь в случае  военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

30) осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь

 

 

 

 

§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако, не превращает его  в некий государственный символ. Теперь он - Глава государства, из чего следует, что Президент является первым среди  государственных органов  Беларуси. Он представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных  отношениях. А это означает, что  Президент выступает от имени  всех государственных органов, его  официальные заявления и акции  не нуждается в каком-либо удостоверении, утверждении. Все официальные выступления  Президента и сделанные им заявления  обязывают государство в целом, поскольку он действует в соответствии с Конституцией Беларуси и в силу должности. К тому же Президент является наиболее авторитетным выразителем  определенных политических интересов, обладателем политического мандата, полученного от народа во время всеобщих прямых президентских выборов.

Положительным моментом является то, что Президент не включен  в систему разделения властей, поставлен  над всеми  ветвями власти. В  результате его авторитет ,политико-правовая защищенность усиливаются. Президент  обладает неприкосновенностью, а его  честь и достоинство охраняются законом.

В политико – правовом плане  наделение Президента титулом Главы  государства вытекает из необходимости  обеспечения властей, устойчивости системы государственного управления, стабильности в государстве. Невозможно представить функционирование органов  государственной власти в современном  государстве на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и  экономическую стабильность. Таким  арбитром, охранителем  основ конституционного строя, существенных ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа, государства внутри страны и вовне, устойчивость механизма государственной власти является Президент Республики Беларусь, который обеспечивает необходимое взаимодействие государственных властей. (4,стр587) Остальные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная – осуществляют установленную Конституцией и законом деятельность, то есть законодательствуют, управляют, осуществляет правосудие.

Изменения и дополнения, внесенные  в Конституцию, свидетельствуют  о т ом, что Президент дистанцирован  от всех ветвей власти и не несет  политической ответственности за свои действия. Вместе с тем он отчасти  нормотворчествует, участвует  в  осуществлении  законодательной  исполнительной и судебной властей, разрешат споры между властями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.4  Президент  как  глава государства и гарант Конституции

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и  исполнительной власти. Президент - высшее должностное лицо Республики Беларусь. Как глава государства он представляет республику внутри страны и в международных  отношениях, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и  внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими  государствами и международными организациями. (4,стр 586). Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает  политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики.

 

 

 

Глава 2. Президент  как гарант прав и свобод гражданина и человека

§ 2.1  Общая характеристика прав и свобод человека

В действующей Конституции Республики Беларусь более половины статей посвящены непосредственно правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Вторая статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет важное положение о месте человека в обществе и государстве: «Человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. (1. стр 4).Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Статья 24 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на жизнь. Государство в свою сторону обязуется защищать жизнь человека от любого рода посягательств, не отменяя при этом смертную казнь. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Следующим важным элементом  в группе личных прав и свобод человека является право на  свободу, неприкосновенность: нравственную и физическую, достоинство  личности. Ограничение свободы предусматривается только в установленном законом порядке. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. (1,стр 9). В данной статье также закреплено положение, которое запрещает подвергать пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающим человеческое достоинство обращение или наказание, а также без согласия подвергаться медицинским либо иным опытам.

Неприкосновенность частной  жизни — одна из самых важных групп личных прав. Сюда включаются права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция закрепляет право на защиту от вмешательств в личную жизнь человека, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Составной частью права на личную жизнь является неприкосновенность жилища. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется Конституцией. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Весьма важным является право  граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. (1, стр.10 ) В передвижение на территории нашей страны ограничено институтом прописки и регистрации .

В категорию личных прав и свобод включают такие права  и свободы, как свобода мысли, свобода слова. Они относятся  к числу личных и одновременно политических свобод человека. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (1,стр.11).Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Кроме того, существуют естественные ограничения на свободу слова. Им может считаться покушение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.

Свобода совести и  свобода вероисповедания — достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания — это свобода исповедовать религию. По Конституции, каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. (1,стр.10)

Правовые гарантии личных прав и свобод бывают уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными, но чаще всего их называют правом на судебную защиту. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано в статье 60 Конституции. Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника — этот конкретный перечень возможных действий обеспечивает личные права, которыми лицо может воспользоваться, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защитить свои права. Это очень важно, потому что государство, с одной стороны, предъявляет обвинение в виде органов подавления, а с другой — осуществляет гарантии, которые сдерживают эти органы. Если гарантии личных прав не соблюдаются, лицо может апеллировать к высшей справедливости и будет оправдано и освобождено из-под обвинений и из-под стражи.

§ 2.2  Общая  характеристика прав и свобод гражданина

      Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

 Государство ответственно  перед гражданином за создание  условий для свободного и достойного развития личности. Это предусмотрено статьей 21 Конституции: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый гражданин имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими  закону. ( 1,стр.8) Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Оно регулирует также экономическую деятельность в интересах человека в обществе. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.

Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых  позволяет им более активно участвовать  в осуществлении политической власти. В первую очередь, это право на информацию. Статья 34 гарантирует право  на получение, хранение и распространение  полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о  политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Право на информацию – одно из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его  личные интересы, но и участие в  делах общества и государства. Оно  относится к числу политических прав человека и гражданина и связано  не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с государственными органами. В деятельности последних должна присутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступность для личности информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы человека, систематическое информирование граждан о подготавливаемых и принятых решениях.

Право свободно избирать и  быть избранными в государственные  органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (1,стр.12) – конституционное право, которое подробно регламентируется в избирательном законодательстве.

В Конституции Республики Беларусь сохранены права свободы  собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан  Республики Беларусь (1,стр.11).

Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек  впервые предоставлено право  законодательной инициативы (1,стр.31).

В Конституции отдельную  группу основных прав составляют социально-экономические  права. К ним относятся: право на труд, на отдых, на собственность, на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, на образование. Государством гарантируются доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.( 1,стр12,13-14)

Среднее специальное  и высшее образование доступно для  всех в соответствии со способностями  каждого.

Каждый имеет право  на участие в культурной жизни. Это  право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, хранящихся в государственных  и общественных фондах, развитием  сети культурно-просветительских фондов.(1,стр.15)

Информация о работе Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, глава государства, прав и свобод человека и гражданина