Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – проанализировать работу президента в контексте прав и свобод человека, выявить возможные недостатки. К задачам, таким образом, можно отнести раскрытие таких вопросов, как становление института президентства в Беларуси, достоинства и недостатки зарубежных моделей президентства и сопоставление их с национальной, а также конституционный статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, оценка правовой базы института президентства в белорусском государстве, также мы рассмотрим Президента Республики Беларусь как гаранта Конституции и прав и свобод человека и гражданина: обозначим понятие и специфику реализации прав и свобод граждан, выявим роль в их реализации и обозначим некоторые полномочия Президента по обеспечению конституционного статуса личности
Введение 3
Глава 1. Президент как глава государства и гарант Конституции 6
§ 1.1. Происхождение и развитие института президенства 6
§ 1.2. Компетенция Президента Республики Беларусь 8
§ 1.3 Правовой статус президента Республики Беларусь 12
§ 1.4 Президент как глава государства и гарант Конституции 14
Глава 2. Президент как гарант прав и свобод гражданина и человека 15
§ 2.1 Общая характеристика прав и свобод человека 15
§ 2.2 Общая характеристика прав и свобод гражданина 18
§ 2.3 Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
28) является Главнокомандующим
Вооруженными Силами
29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
30) осуществляет иные полномочия,
если это не противоречит
Президент Республики Беларусь
перестал быть главой исполнительной
власти, что, однако, не превращает его
в некий государственный
Положительным моментом является то, что Президент не включен в систему разделения властей, поставлен над всеми ветвями власти. В результате его авторитет ,политико-правовая защищенность усиливаются. Президент обладает неприкосновенностью, а его честь и достоинство охраняются законом.
В политико – правовом плане
наделение Президента титулом Главы
государства вытекает из необходимости
обеспечения властей, устойчивости
системы государственного управления,
стабильности в государстве. Невозможно
представить функционирование органов
государственной власти в современном
государстве на основе принципа разделения
властей без авторитетного
Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, свидетельствуют о т ом, что Президент дистанцирован от всех ветвей власти и не несет политической ответственности за свои действия. Вместе с тем он отчасти нормотворчествует, участвует в осуществлении законодательной исполнительной и судебной властей, разрешат споры между властями.
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и исполнительной власти. Президент - высшее должностное лицо Республики Беларусь. Как глава государства он представляет республику внутри страны и в международных отношениях, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. (4,стр 586). Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики.
В действующей Конституции Республики Беларусь более половины статей посвящены непосредственно правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Вторая статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет важное положение о месте человека в обществе и государстве: «Человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. (1. стр 4).Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Статья 24 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на жизнь. Государство в свою сторону обязуется защищать жизнь человека от любого рода посягательств, не отменяя при этом смертную казнь. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Следующим важным элементом в группе личных прав и свобод человека является право на свободу, неприкосновенность: нравственную и физическую, достоинство личности. Ограничение свободы предусматривается только в установленном законом порядке. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. (1,стр 9). В данной статье также закреплено положение, которое запрещает подвергать пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающим человеческое достоинство обращение или наказание, а также без согласия подвергаться медицинским либо иным опытам.
Неприкосновенность частной жизни — одна из самых важных групп личных прав. Сюда включаются права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция закрепляет право на защиту от вмешательств в личную жизнь человека, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Составной частью права на личную жизнь является неприкосновенность жилища. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется Конституцией. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Весьма важным является право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. (1, стр.10 ) В передвижение на территории нашей страны ограничено институтом прописки и регистрации .
В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода мысли, свобода слова. Они относятся к числу личных и одновременно политических свобод человека. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (1,стр.11).Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Кроме того, существуют естественные ограничения на свободу слова. Им может считаться покушение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.
Свобода совести и свобода вероисповедания — достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания — это свобода исповедовать религию. По Конституции, каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. (1,стр.10)
Правовые гарантии личных
прав и свобод бывают уголовно-правовыми,
уголовно-процессуальными, административно-
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Это предусмотрено статьей 21 Конституции: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый гражданин имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. ( 1,стр.8) Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Оно регулирует также экономическую деятельность в интересах человека в обществе. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.
Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь, это право на информацию. Статья 34 гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Право на информацию – одно
из фундаментальных прав человека,
призванных обеспечить не только его
личные интересы, но и участие в
делах общества и государства. Оно
относится к числу политических
прав человека и гражданина и связано
не с отношениями между
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (1,стр.12) – конституционное право, которое подробно регламентируется в избирательном законодательстве.
В Конституции Республики Беларусь сохранены права свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (1,стр.11).
Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек впервые предоставлено право законодательной инициативы (1,стр.31).
В Конституции отдельную группу основных прав составляют социально-экономические права. К ним относятся: право на труд, на отдых, на собственность, на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, на образование. Государством гарантируются доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.( 1,стр12,13-14)
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.
Каждый имеет право
на участие в культурной жизни. Это
право обеспечивается общедоступностью
ценностей отечественной и