Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 09:54, реферат
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
1. Понятие главы государства. 3
2. Конституционный статус Президента
Российской Федерации. 4
3. Основные функции Президента Российской Федерации. 5
4. Порядок избрания Президента Российской Федерации. 7
5. Прекращение обязанностей Президента. 9
6. Полномочия Президента. 10
7. Заключение. 15
8. Литература: 16
РЕФЕРАТ
по предмету: Конституционное право РФ.
на тему: «Президент Российской Федерации – глава государства».
Подготовил: слушатель Куксов И. Б.
г. КРАСНОДАР
1997г.
План реферата.
1. Понятие главы государства. 3
2. Конституционный
статус Президента
Российской Федерации. 4
3. Основные функции
Президента Российской
4. Порядок избрания
Президента Российской
5. Прекращение обязанностей Президента. 9
6. Полномочия Президента. 10
7. Заключение. 15
8. Литература: 16
1.Понятие главы государства.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны...
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.
Когда
говорят о положении главы
государства в системе органов
государственной власти, то имеют
в виду соотношение его функций
с законодательной и
Другое
дело - взаимоотношения главы
Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).
Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
2.Конституционный
статус Президента
Российской Федерации.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный
статус реализуется в нормах Конституции,
определяющих функции и полномочия
главы государства. Эти два понятия
очень близки, но не тождественны. Под
функциями понимаются наиболее важные
общие обязанности главы
Функции
главы государства не могут быть
конкретизированы полномочиями в полном
объеме. Поэтому у главы государства
всегда есть нераскрытые в Конституции
полномочия, которые выявляются в
экстраординарных непредвиденных случаях,
получая де-факто признание
Пост президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.
По Конституции 1993г. ‘Президент Российской Федерации является главой государства’ (ст. 80). В прежней Конституции его функция была определена через термины ‘высшее должностное лицо’ и ‘глава исполнительной власти’. Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его ‘отлучения’ от исполнительной власти. Термин ‘глава государства’ более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина ‘президентская власть’ означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.
Федеральное
Собрание представляет многонациональный
народ России в лице своих избирателей,
т.е. населения избирательных
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.
3.Основные функции Президента Российской Федерации.
Основные функции Президента как главы государства определены ст.80 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
а/ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина’.
б/ ‘В установленном
Конституцией Российской Федерации
порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
в/ ‘в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства’.
г/ ‘как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях’.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.
Функция
гаранта Конституции
Столь
же широко сформулирована в Конституции
РФ функция Президента по охране суверенитета
РФ, ее независимости и
Грош
цена всей конституционной законности,
если Президент не реализует своей
конституционной функции и
Информация о работе Президент Российской Федерации – глава государства