Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 09:54, реферат
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
1. Понятие главы государства. 3
2. Конституционный статус Президента
Российской Федерации. 4
3. Основные функции Президента Российской Федерации. 5
4. Порядок избрания Президента Российской Федерации. 7
5. Прекращение обязанностей Президента. 9
6. Полномочия Президента. 10
7. Заключение. 15
8. Литература: 16
По специфике
предметов компетенции и
А). Президент и Федеральное Собрание.
Полномочия
Президента, вытекающие из различия конституционных
функций главы государства и
парламента, в основном и главном
не конкурируют с полномочиями представительного
органа. Конституция проводит четкое
различие их полномочий, исходя из принципа
разделения властей. В то же время
полномочия Президента в сфере взаимоотношений
с парламентом позволяют
Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.
Президент
назначает референдум в порядке,
установленном федеральным
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:
а). трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);
б). при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117);
в). при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
а). в течение года после ее избрания;
б). с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
в). в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
г). в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.
Но при всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительской власти.
Б). Президент и Правительство.
Эти отношения
основываются на безусловном приоритете
президентской власти. Президент
назначает Председателя Правительства
РФ с одним условием, что он получит
на это согласие Государственной
Думы. Президент обладает сильным
оружием для давления на Думу в
этом вопросе: после трехкратного отклонения
представленных кандидатур он вправе
распустить палату и назначить новые
выборы, а Председателя Правительства
назначить самостоятельно. Неустойчивая
многопартийная система, сложившаяся
в стране, и соответствующее ей
представительство в Думе исключают
возможность создания однопартийного
правительства большинства. В результате
складывается ситуация, когда в состав
Правительства входят представители
партийных фракций Думы, находящиеся
в оппозиции. Однако Президент вправе
действовать самостоятельно и единолично
принимать решение об отставке Правительства
и вправе этого не делать даже в
условиях выраженного думой недоверия.
Без участия Думы, а только по
предложению Председателя Правительства
Президент назначает на должность
и освобождает от должности заместителей
Председателя Правительства и федеральных
министров. Он имеет право
Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента
Б). Президент и субъекты РФ.
Полномочия
Президента РФ как главы федерального
государства вытекают из его основных
функций как гаранта
Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает , что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.
Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент передает дело в суд.
Г).Президент и судебная власть.
В соответствии
с принципом разделения властей
и независимости судов
С этими
полномочиями тесно связано и
право Президента влиять на назначение
Генерального прокурора РФ. В соответствии
с Федеральным законом
Д). Военные полномочия Президента.
В военной
области полномочия Президента достаточно
широки: он является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ, утверждает военную
доктрину РФ, назначает и освобождает
высшее командование Вооруженных Сил
РФ. Военная доктрина является составной
частью концепции безопасности РФ и
представляет собой систему официально
принятых в государстве взглядов
на предотвращение войн, вооруженных
конфликтов, на военное строительство,
подготовку страны к обороне, организацию
противодействия угрозам
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны практически работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.
В случае
агрессии против России или ее непосредственной
угрозы президент вводит на территории
РФ или в отдельных ее местностях
военное положение с
Е). Полномочия Президента в сфере внешней политики.
Как глава
государства, осуществляющий высшее представительство
в международных отношениях, Президент
по Конституции осуществляет руководство
внешней политикой РФ. Президент
ведет переговоры и подписывает
международные договоры РФ, подписывает
ратификационные грамоты, принимает
верительные и отзывные грамоты
аккредитуемых при нем
Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.
Только
Президент вправе вводить на территории
РФ или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение при обстоятельствах
и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным
З) Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград.
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Республики, входящие в состав РФ могут иметь свое гражданство, но поскольку оно одновременно является и гражданством РФ, не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания.
Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Право же амнистии принадлежит Государственной Думе.
И) Акты Президента РФ.
Вся деятельность
Президента РФ осуществляется через
правовые акты. Основными из них
являются указы и распоряжения, которые
издаются им самостоятельно, без уведомления
или согласия Федерального Собрания
или Правительства и
К). Аппарат Президента РФ.
Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы, связанные с безопасностью государства.
Президент также формирует Администрацию Президента РФ, которая включает в себя большое число управлений (государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральной государственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.
Информация о работе Президент Российской Федерации – глава государства