Президент в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание

в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Порядок избрания президента. ………………………5
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации…12
Глава 3. Место президента РФ в системе органов
государственной власти России…………………………………20
Заключение………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

- принимает решения  об отставке Правительства18;

- предлагает  кандидатуры судей, судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного)19;

- предлагает  кандидатуру Генерального прокурора;

     Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.

- предлагает  кандидатуру председателя Центрального  банка20;

- формирует и  возглавляет Совет Безопасности21;

     Совет Безопасности формируется Президентом  РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона, Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

- может формировать  свою Администрацию22;

     Нынешняя  Администрация — государственный орган, действующий на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ, от 6 апреля 2004 г.

- определяет  своих представителей в федеральных  округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

     Полномочия  Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий, важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах.

- назначает высшее  командование Вооруженных Сил23;

- назначает дипломатических  представителей24.

  • По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы  в Государственную Думу и референдум25;

- распускает  Государственную Думу в случае  и порядке, предусмотренных в  Конституции26;

     Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства27 , при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев28 и при отказе Думы в доверии Правительству29 .

     Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти»30.

- вносит законопроекты в Государственную Думу31;

- подписывает  и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного  вето32;

- подает запросы  в Конституционный Суд в соответствии  нормативных актов Конституции  РФ, а также о ее толковании.

     Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ33.

     Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ (в редакции от 18.05.2009.)34.

    • С военной областью. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами35. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе36. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации37.

     Президент вправе в любой  момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

     В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент  вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях военное  положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

     Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных  законах. Так, Федеральным  законом «О порядке  предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала  для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г38. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ.

     В Федеральном законе «Об обороне» (с изм. в редакции от 23 октября 2009г.39) закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. 

     
  • С внешнеполитической областью. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внушней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей40.
  • С отношением к гражданам.

     - решает вопросы гражданства;

     - предоставляет политическое убежище41;

     - награждает государственными наградами  Российской Федерации; присваивает  почетные звания, высшие воинские  и высшие специальные звания42;

     - решает вопросы помилования43;

     В работе Президента РФ, его связях с  общественностью важную роль играет Управление пресс-службы и информации, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 14 мая 2004 г.

       Правотворческие  полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы(сноска21)44 и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам45. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г46., имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны. Порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента, с помощниками Президента и юридическую экспертизу, установлен распоряжением Президента РФ от 12 января 2010г47. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти 

     Президент РФ занимает особое место в системе  государственных органов. Особенность  института Президента в РФ состоит  в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.   
          Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.

     Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных  органов. Он является главой государства  и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.

     В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный  орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его  Председателем48. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

     Пост  Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

     По  Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства49. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью.

     Совершенно  неосновательны, поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей, увидевших в смене конституционной формулы стремление наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Информация о работе Президент в Российской Федерации