Президент в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание

в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Порядок избрания президента. ………………………5
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации…12
Глава 3. Место президента РФ в системе органов
государственной власти России…………………………………20
Заключение………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Характеризуя  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том, или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

     Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью50. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента, как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

     Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции, нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

     Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов  государственной власти. По Конституции  он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

     Самые значительные и практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках  главы государства – Президента.

     Экономисты  С. Шаталин, Л.Абалкин считают: « Плохо не то, что по объему своих прерогатив наш Президент значительно превосходит главу любого демократического государства, а то, что он сам вовсе не входит в систему властей, стоит над ними, поскольку не принадлежит ни исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти. Вместе с тем ему придаются не только права исполнительной власти, но и элементы полномочий других».51

     Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в  системе органов государственной  власти:

      • Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ52.
      • Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ.
      • Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

     Полномочия  Президента РФ – это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

     Основные  функции Президента РФ как главы государства  определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

     1) является гарантом  Конституции РФ, прав  и свобод человека и гражданина;

     2) в установленном  Конституцией РФ  порядке принимает  меры по охране  суверенитета РФ, ее независимости  и государственной  целостности, 3)обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

     4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

     5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

     Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политической системы общества. 143 страны, из них 140 - члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства, что отражает масштабность распространения этого института в современном мире. В то же время важно отметить, что в этих странах президенты имеют различный статус и объем полномочий. Каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.

     Анализируя  деятельность Российских президентов  нельзя говорить однозначно о президенте.   Каждый в свое время, внес свой отпечаток в восстановление правового государства.

     Б.Н,Ельцин…  За него дважды проголосовали более 40 миллионов избирателей. Он, несомненно, был героем и кумиром, лидером народного движения за свободу и справедливость. Вряд ли кто-то бывший на московских митингах 1989-1990ггю может забыть стотысячное скандирование «Ель-цин! Ель-цин!». Он был живым воплощением народных чаяний. Свою популярность и авторитет Б.Н.Ельцин положил на защиту рыночной реформы. Она была заведомо непопулярной и не могла быть иной.

     Споры о Б.Н.Ельцине неизбежно будут  продолжаться еще очень долго- сам  масштаб событий, связанных с  его именем, исключает возможность  общенационального согласия по поводу роли, сыгранной этим человеком в  жизни страны.

     За  годы правления В.В. Путина было восстановлено единство России, воссоздано государство, отражена угроза со стороны сепаратизма, нанесены сокрушительные удары по террористам. Экономика страны восстановилась после затяжного кризиса 1990-х гг. Реальные доходы граждан за 8 лет увеличились в 2,5 раза и превысили уровень 1990 г.

     Важнейший итог экономического роста 2000 - х гг. – по размеру своей экономики Россия заняла седьмое место в мире, опередив такие страны, как Италия и Франция. Если ранее внешнеполитические партнеры могли считать, что Россия получила место в клубе ведущих стран мира авансом, то теперь все должны признать – Россия свое место занимает по праву.

     Критики упрекают В.В. Путина в том, что эти  результаты достигнуты авторитарными  методами. Сторонники подчеркивают, что  В.В. Путин всегда действовал строго в рамках своих полномочий, неукоснительно соблюдая Конституцию России. Он отклонил все предложения изменить Конституцию и остаться на третий срок, хотя его популярность позволяла это сделать. Провозгласив требование соблюдать закон основой политического курса, он начал с себя.

     Отвечая на вопрос о своей оценке собственной  работы на посту Президента России, В.В. Путин сказал: « Я не вижу никаких  серьезных неудач…все поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены. Можно было бы, наверное, с чем – то справиться более эффективно….Мне не стыдно переел гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая Президентом Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил»53.

     Демократия  в России находится еще в начале своего исторического пути... Впереди еще долгий путь. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации54. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

     Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

     Будучи  юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

     Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов  федерации полностью соответствовали  Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

     Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

     Власть  Президента ограничивается пределами  Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать  Конституцию, права и свободы  человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

     Сказанное о высокой роли Президента РФ как  главы государства не означает, что  его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Конституция РФ,
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П"По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации"
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П
  4. "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации
  5. Распоряжение Президента РФ об утверждении Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации (с изменениями на 12 января 2010 года)  распоряжением Президента Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 413-рп;
  6. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ, от 23.10.2009г.
  7. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 16 января 2003 года. — № 6. (с изм. внесенными Федеральным законом от 19.07-2009 №196-ФЗ).
  8. Указы Президента РФ от 18.05.2009 N 559, от 5 февраля 2010 г. N 146, от 12 мая 2008 г
  9. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 2. — ст. 62, № 20. — ст. 1084
  10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 512. ,510 ,№ 26. — ст. 880
  11. Российская газета. — 14 января 1994 года. — № 11. ,от 19 января 1994 года ,от 31 декабря 2008 года.
  12. Свободная Пресса, 19 февраля 2010 года
  13. Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 28, ст. 989)
  14. Перегудов С.П.Корпорация, общество, государство, эволюция отношений. – М.,2003
  15. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. - Ростов н/Д : Феникс, 2006г. (Высшее образование).
  16. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. - М., 2000.

Информация о работе Президент в Российской Федерации