Президент в системе разделения властей Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, а также его взаимодействие с тремя ветвями власти Российской Федерации.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Место Президента в системе государственной власти РФ...................4
Глава 2. Президент в системе разделения властей.................................................8
2.1.Взаимодействие Президента РФ и законодательной власти.............…........8
2.2. Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти...............…....12
2.3. Взаимодействие Президента РФ и судебной власти………….......………19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы…………………………………….....…..22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по констиуционному праву.docx

— 44.71 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

КАФЕДРА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Конституционное право»

тема: «Президент в системе разделения властей Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

очной формы обучения

специальности  юриспруденция

2 курс 1 группа

Ковтунец В.С

 

Проверил к.ю.н

Некрасов.С .И

 

 

 

 

 

Москва - 2012

 

 

 

Содержание

 

Введение ..................................................................................................................3

 

Глава 1. Место Президента в системе государственной власти РФ...................4

Глава 2. Президент в системе разделения властей.................................................8

2.1.Взаимодействие Президента РФ  и законодательной власти.............…........8

 

2.2. Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти...............…....12

 

2.3. Взаимодействие Президента РФ  и судебной власти………….......………19

 

Заключение.............................................................................................................21

Список использованной литературы…………………………………….....…..22

 

Введение

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма.

Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения  имеющегося теоретического, практического  материала природы и содержания конституционно-правового статуса  Президента Российской Федерации, а также его взаимодействие с тремя ветвями власти Российской Федерации.

Положения курсовой работы соотнесены с высказываниями, суждениями, оценками известных ученых, проиллюстрированы ссылками на данные источники.

 

 

 

Глава 1: Место Президента в системе государственной власти РФ

 

Место Президента РФ в системе государственной  власти России  определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:    

• представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);   

• функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;   

• обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;   

• определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.   

Для реализации указанных функций  Конституция РФ, федеральные конституционные  законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:    

1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:    

• назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;   

• принятие решения об отставке Правительства РФ;   

• назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);   

• представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;   

• представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;   

• внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;   

• представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;   

• назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ;   

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:    

• назначение выборов депутатов Государственной Думы;   

• право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;    

• назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;    

• обладание правом законодательной инициативы;    

• промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;   

• обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);   

• право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;   

• использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);   

• отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).    

3. Полномочия в области внешней политики:    

• осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;   

• издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;   

• ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;   

• подписание ратификационных грамот;   

• принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;    

• назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).   

4. Полномочия в области обороны и безопасности:    

• утверждение военной доктрины;   

• назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;   

• формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;   

• выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);   

• введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;   

• направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.   

5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:    

• решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;   

• учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;   

• осуществление помилования (с 2002 г. порядок осуществления помилования изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.01 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).1

 

Глава 2. Президент в системе разделения властей

 

2.1. Взаимодействие Президента с законодательной властью

 

Законодательную власть в  РФ в соответствии со ст. 94 Конституции  осуществляет Федеральное Собрание, которое является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Но и у Президента РФ есть ряд законодательных полномочий.

Глава российского государства  выступает с законодательной  инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Надо иметь в виду, что в соответствии с мировым опытом ни в президентской, ни в полупрезидентской республике президент не обладает таким правом. Вопрос о наличии или отсутствии у президента права внесения законопроектов должен рассматриваться исходя из конкретной политической ситуации и системы взаимоотношений между ветвями власти. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

Практика свидетельствует  о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему  право - выступать инициатором законопроектов2. Осуществляя правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других категорий, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государственной власти и управления3.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении  от 30 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года4 признал возможность издания указов Президентом, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. Вместе с тем Суд допускает принятие указов Президентом РФ при совокупности определенных условий: а) наличие пробела в законодательном регулировании; б) временное действие указов до принятия соответствующих законов, о чем в них должно быть записано; в) соответствие содержащихся в таких указах положений нормам Конституции РФ и федеральным законам.

Президент Российской Федерации  должен принимать указы тогда, когда  создается действительная необходимость  срочно урегулировать определенные отношения, которые еще не урегулированы  законом, и невозможно отложение  этого решения до принятия соответствующего нормативного акта. В данном случае конкретная ситуация создает для  Президента состояние "крайней необходимости" в издании нормативного указа5. Издание таких актов возможно только в той сфере отношений, гарантом которых в силу статьи 80 Конституции является Президент РФ, и только в целях, которые указаны в этой норме (соблюдение и защита прав и свобод, основ конституционного строя, охраны Конституции страны и др.). В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство указов Президента РФ.

Несмотря на конституционное  ограничение полномочий главы государства  на вмешательство в сферу законодательного регулирования общественных отношений, представляется целесообразным, используя  согласительные процедуры с парламентариями, осуществлять оперативное и своевременное  правовое регулирование всех вопросов, касающихся прав граждан. Это позволит: 1) понять степень владения Президентом  реальной информацией о положении дел в стране с правами граждан; 2) использовать адекватные меры, исключающие дальнейшие нарушения; 3) повысить авторитет Президента как гаранта прав граждан.

Вместе с тем никоим образом не должно ущемляться право  парламента по принятию соответствующего закона, который наиболее детально и четко регламентирует соответствующие  отношения. Президент своим актом, согласованным с парламентом, определяет лишь основу тех или иных действий по защите, ее главную (основную) идею, которая в дальнейшем будет выражена законодательно.

В целях защиты прав и  свобод личности Президент РФ может  издавать указы, расширяющие набор  прав человека, не урегулированные  законом, но не вправе их ограничивать. Таким образом, федеральный закон  становится обязательным инструментом для реализации Президентом своих  конституционных обязанностей и  издания подзаконных правовых установлений. Некоторые ограничения прав и  свобод человека и гражданина возможны в силу статьи 55 Конституции РФ только на основании федерального закона, и установление их указами Президента РФ противоречило бы конституционным  нормам.

Информация о работе Президент в системе разделения властей Российской Федерации