Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:07, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, а также его взаимодействие с тремя ветвями власти Российской Федерации.
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Место Президента в системе государственной власти РФ...................4
Глава 2. Президент в системе разделения властей.................................................8
2.1.Взаимодействие Президента РФ и законодательной власти.............…........8
2.2. Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти...............…....12
2.3. Взаимодействие Президента РФ и судебной власти………….......………19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы…………………………………….....…..22
Особое значение имеют
послания Президента Российской Федерации.
Они не являются обязательными нормативными
актами, но служат ориентиром в законодательной
деятельности Федерального Собрания по
защите прав и свобод личности. Анализ
посланий Президента России позволяет
сделать вывод, что на протяжении
ряда лет глава государства
С каждым годом смещаются
акценты защиты тех или иных прав.
Это связано с тем, что в
посланиях делается попытка государственно-
В каждом из посланий дается не только оценка ситуации в стране, но и долгосрочные приоритеты во всех сферах, в том числе и в деятельности органов судебной власти.
По сути, это всегда пусть неполный, но достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития страны.
По мнению Фокова. А., главного редактора журнала "Российский судья", послания главы государства выступают основой формирования конституционно-правового механизма защиты прав граждан и всей государственно-правовой стратегии страны.6
Необходимо также отметить
сдерживающие полномочия главы государства
в сфере правозащитного законотворчества.
В соответствии с частью 2 статьи
85 Конституции Российской Федерации
Президент вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти, в частности, нарушающих права
и свободы. При этом необходимо иметь
в виду ряд обстоятельств: нормативный
акт должен противоречить Конституции
РФ, федеральным законам и
Кроме того, завершая всю законодательную деятельность парламента страны, глава государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности7. Например, в 1998 году Президент России подписал 193 федеральных закона, отклонил 67 (как правило, в связи с имеющимися противоречиями Конституции или федеральным законам), а 9 законов вернул в Государственную Думу без рассмотрения из-за различных нарушений, допущенных при их принятии8.
Получила большое
2.2. Взаимодействие Президента РФ и исполнительной власти
В юридической науке существует
мнение, что Президент не только
руководит Правительством, являясь
как бы его верховным руководителем,
но и наряду с этим осуществляет
через Правительство
Как известно, институт Президента вводился в России прежде всего для укрепления исполнительной власти. Однако действующая Конституция не закрепляет за Президентом статус главы исполнительной власти, он - де - юре глава государства (ст. 80 Конституции). Высшим исполнительным органом государственной власти является федеральное Правительство (ст. 110, 114 Конституции и ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Вместе с тем статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства.
Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций компетенции, полномочий).
Президент РФ как глава
государства имеет множество
важнейших полномочий, которые связаны
с организацией и
1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
2) формирует Правительство РФ;
3) предлагает для одобрения
4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
5) вправе принимать или
6) определяет внутреннюю и
7) вправе приостанавливать
8) вправе использовать
9) представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
11) представляет Совету Федерации
Федерального Собрания
12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
13) формирует и осуществляет
руководство Администрацией
14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
15) назначает и освобождает от
должности полномочных
16) назначает и отзывает
В Конституции РФ неоднозначно решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. "в" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.
Однако в соответствии
со ст. 117 Конституции РФ Государственная
Дума имеет возможность выражать
Правительству РФ недоверие, что
теоретически указывает на наличие
у Правительства РФ ответственности
и перед парламентом. Вместе с
тем установленная в этой же статье
процедура опровергает
Так, в случае выражения
Государственной Думой
То есть выражение Государственной Думой Правительству РФ недоверия - лишь способ, при помощи которого парламент российского государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.
Если Президент РФ не согласится
с выдвинутым Государственной Думой
недоверием, все остается на своих
местах и у Государственной Думы
возникает возможность
В случае повторного выражения недоверия Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:
1) согласиться с Государственной
Думой и отправить
2) повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.
Если учитывать, что Президент
РФ может в случае возникновения
такого желания самостоятельно отправить
Правительство РФ в отставку и, кроме
того, мог сделать это при
Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие. Согласно п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.
Таким образом, обозначенная
схема правомочна только по истечении
года со дня избрания Государственной
Думы. До истечения годичного срока
у Президента РФ остается лишь один
вариант в случае повторного выражения
недоверия: согласиться с Государственной
Думой и отправить
Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ).
Таким образом, при комплексном
анализе конституционных
Показательно и право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Как считает И.А. Ионов 10, это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ. При этом, по мнению И.А. Ионова, Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов. В целом эта теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента. Кроме того, содержание ст. 115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы.
Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ - не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст. 115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.
Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.
Реализуя свои полномочия. Президент
РФ издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей
территории РФ. Акты Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ, федеральным
конституционным законам и
Высшие должностные лица субъектов
РФ — краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов — подчиняются
Информация о работе Президент в системе разделения властей Российской Федерации