Причины возникновения и способы разрешения юридических коллизий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование юридических коллизий, причин их возникновения, развития, видов, а также способов устранения.
Достижение поставленной цели представляется возможным путём решения следующих задач:
1.дать понятие юридической коллизии, а также выявить причины возникновения;
2.типологизировать юридические коллизии на виды, выявить формы проявления в правовой системе РФ;
3. сформулировать определение механизма разрешения юридических коллизий и указать его элементы;
4. рассмотреть способы преодоления юридических коллизий;

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава I. Общие положения о коллизиях в праве..........................................7
1.1. Понятие юридических коллизий.............................................................7
1.2. Виды юридических коллизий................................................................12
Глава II. Причины возникновения и способы разрешения юридических коллизий.........................................................................................................18
2.1. Причины возникновения юридических коллизий...............................18
2.2. Способы разрешения юридических коллизий.....................................21
Заключение....................................................................................................32
Список использованной литературы...........................................................34

Работа состоит из  1 файл

кАТЯ КУРСОВАЯ.docx

— 64.38 Кб (Скачать документ)

В этой связи С. С. Алексеев отмечает, что правовая система, не достигшая уровня права современного гражданского общества (применительно  к нашему времени это право  власти), зачастую вступает в противоречие, в коллизию с требованиями жизни  общества, да и в целом оказывается  не соответствующей, а порой и  прямо враждебной требованиям современного естественного права, прирожденных прав человека.

Коллизии порождаются  самыми разнообразными причинами. М. В. Баглай выделяет следующие: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий и т.д.

Ю. А. Тихомиров подчеркивает, что возникновение и нарастающую  остроту коллизий пока не удается  предотвратить по двум причинам –  мешают слабое и неполное правовое регулирование данной сферы и  отступление от действующих норм и договоренностей. Мало процедур разрешения споров8.

Все причины возникновения  коллизий могут быть классифицированы в зависимости от источников: правотворчества  или правоприменения. Те и другие устраняются либо правотворческими, либо правоприменительными актами. Установление причин коллизий позволяет, в частности, использовать предупредительные и властные правоприменительные формы их преодоления.

Среди разных причин возникновения  коллизий, представленных учеными, наиболее приемлемой является классификация  деления их на объективные и субъективные. Ведь именно они дают наиболее полное представление о причинах, вызывающих правовые коллизии. Вместе с тем  необходимо отметить, что, подразделяя  причины возникновения коллизий на субъективные и объективные, нельзя забывать и о том, что нередко  в основе коллизий может быть не одна причина, а комплекс причин, относящихся  как к субъективным, так и объективным.

К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет также  отставание («старение», «консерватизм») права, которое обычно не поспевает  за течением реальной жизни. То и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие государственного реагирования. Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. Вообще, всякое право, как и любое другое явление, содержит в себе внутренние противоречия, выступающие источником его развития.

В результате одни нормы  отпадают, другие – появляются, но будучи вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют как бы наравне  с ними. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного  регулирования с применением  различных методов. К тому же они  более динамичны, чем законы, их опосредующие.

Свое влияние оказывают  несовпадение и подвижность границ между правовой и неправовой сферами, их расширение или сужение. Наконец, любое национальное право должно соответствовать международным стандартам, нравственно-гуманистическим критериям, принципам демократии.

Все это делает юридические  коллизии в какой-то мере неизбежными  и естественными. Более того, по мнению Ю. А. Тихомирова, было бы упрощением оценивать  их только как сугубо негативные явления. «Коллизии нередко несут в  себе и положительный заряд, ибо  служат свидетельством нормального  процесса развития, или же выражают законное притязание на новое правовое состояние»9.

Еще Гегель отмечал, что «возникновение коллизий при применении законов... совершенно необходимо, ибо в противном  случае ведение дела приняло бы механический характер. Если некоторые юристы пришли к мысли, что покончить с коллизиями можно, предоставив многое усмотрению судей, то такой вывод значительно  хуже, так как решение, принятое только судом, было бы произволом».10

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые носят  «рукотворный» характер, т. е. зависят  от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, экономические неурядицы, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация, криминальный беспредел и др.11

Б. Н. Топорнин отмечает, что «было бы неверно списывать на субъективные причины ту чехарду в законодательстве, которая является следствием ошибок и просчетов в политике или косвенного пренебрежения закономерностями правового развития»12. В частности, важнейшим субъективным фактором, обусловившим возникновение и развитие многочисленных юридических неурядиц, послужил распад СССР, а, следовательно, и разложение единого правового пространства. Последствия этого события – дезинтеграция страны, сепаратизм, безбрежные процессы суверенизации – сначала в пределах Союза, а затем в рамках Российской Федерации. Анализ причин возникновения коллизий создает основу для наиболее эффективного раскрытия путей их устранения, обеспечения совершенствования системы права и практики его применения.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права  граждан, сказываются на эффективности  правового регулирования, состоянии  законности и правопорядка, правосознании  и правовой культуре общества. Они  создают неудобства в правоприменительной  практике, затрудняют пользование законодательством  рядовым гражданам, культивируют правовой нигилизм. Когда на один и тот  же случай приходится два, три и более  противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную  возможность (предлог, зацепку) не исполнять  ни одного.13 Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.

 

2.2. Способы разрешения  юридических коллизий

На примере ранее выделенных видов коллизий в праве можно выделить следующие подходы к разрешению коллизий в российском праве.

1. При коллизии между  положениями вступившего в силу  для Российской Федерации международного  договора и национального права  (например, между содержащимися в  международных соглашениях по  вопросам налогообложения и в  российском налоговом праве) на  основании п. 4 ст. 15 Конституции РФ  и п. 2 ст. 5 ФЗ «О международных  договорах РФ»14 приоритет имеют положения международного договора.

Иными словами, в данном случае применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой  юридической силой. Юридическая  сила акта здесь определяется исходя из его вида.

2. Коллизии между нормами  актов федерального уровня и  актов субъектов РФ (например, между  содержащимися в федеральном  законе и законе субъекта РФ) разрешаются по правилам, установленным  в п. п. 5 и 6 ст. 76 Конституции  РФ в зависимости от предметов  ведения.

По предметам ведения  Российской Федерации (ст. 71 Конституции  РФ) и по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) приоритет имеют нормы федеральных  законов. Причем этот приоритет распространяется и на указы Президента РФ (в случае отсутствия законодательного регулирования), и на акты Банка России (по вопросам, отнесенным федеральными законами к  его исключительной компетенции). Это  следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой принцип  верховенства Конституции РФ и федеральных  законов как выражение суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию, означает, в частности, что субъект РФ не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (см. абз. 3 п. 3.1 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан»).

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения  Российской Федерации и субъекта РФ приоритет имеют нормы акта субъекта РФ.

Тем самым в этом случае также применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой  юридической силой. Однако вопрос о  юридической силе норм решается по особому критерию (в зависимости  от предметов ведения).

3. Коллизии между нормами,  содержащимися в актах различной  юридической силы (например, в федеральном  законе и указе Президента  РФ) тоже разрешаются на основании  принципа, согласно которому действует  норма, содержащаяся в акте  более высокой юридической силы.

Кроме того, необходимо отметить, что Конституция РФ как акт, обладающий высшей юридической силой и имеющий  прямое действие на территории РФ, обладает приоритетом и перед положениями  Федеративного договора, а также  договорами, заключаемыми между государственными органами РФ и субъектов РФ (п. 1 раздела II Конституции РФ).

4. Коллизии между нормами  кодифицированных актов, в отношении  которых установлен приоритет  их норм (например, Гражданского  кодекса РФ и Трудового кодекса  РФ) разрешаются по общим правилам.

По этому поводу можно  привести следующий пример. На сегодняшний  день получается, что вопросы возмещения вреда (ущерба) работником своему работодателю в случаях, когда последний возместил  его иным лицам в связи с  действиями этого работника, регулируется и гражданским правом (см. п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ), и трудовым (см. ч. 3 ст. 238 Трудового кодекса РФ). Причем между конструкциями ответственности  работника в этих случаях есть определенные отличия. Например, возмещение ущерба в порядке регресса на основании  норм гражданского права по общему правилу производится в полном объеме (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). На основании норм трудового права  работник несет материальную ответственность  в пределах своего среднего месячного  заработка. Полная материальная ответственность  в размере причиненного ущерба может  возлагаться на работника лишь в  случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. ст. 241-242 Трудового кодекса  РФ). При этом Гражданский кодекс РФ также отсылает к другим федеральным  законам.

Вполне очевидно, что в  данном случае совершенно бесполезно пытаться разрешать возникшие противоречия в зависимости от того, где нормы  гражданского права, а где – трудового. В этой ситуации должны применяться  нормы Трудового кодекса РФ как  принятые позднее. В части определения  размера ответственности они  имеют еще и специальный характер в силу содержащейся в п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ оговорки: «если иной размер не установлен законом».

5. При коллизии между  общими и специальными нормами  (например, между нормами Гражданского  кодекса РФ, регулирующими создание  хозяйственных обществ, и нормами  ФЗ «О банках и банковской  деятельности», регулирующими создание кредитных организаций) приоритет имеют специальные нормы.

В данном случае специальный  режим закладывается через отсылочные нормы. Нормы ФЗ «О банках и банковской деятельности» в части касающейся установления особенностей создания, регистрации и лицензирования кредитных  организаций имеют приоритет  как специальные в силу оговорок, содержащихся в п. 2 ст. 1, ст. 49, п. 3 ст. 87, п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 1 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 2 ст. 1 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»15. Точно такой же подход действует и применительно к соотношению специального ФЗ «О банках и банковской деятельности» и общего ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»16, содержащего общие положения (см. ч. 1 ст. 12 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Вместе с тем следует  помнить, что по вопросам регулирования  отношений, возникающих из договоров, приоритет перед ФЗ «О банках и  банковской деятельности» уже имеет  Гражданский кодекс РФ как кодифицированный акт.

6. При коллизии между  ранее действующей нормой и  нормой, принятой позднее, которые  содержатся в актах одного  уровня (например, при вступлении  в силу нового закона без  отмены ранее действующего аналогичного  закона), приоритет имеет норма,  принятая позднее.

Однако в данном случае необходимо учитывать правила сравнения  норм федеральных законов (их положений).

Применительно к федеральным  законам юридическое значение имеет  именно дата принятия закона (выражения  воли законодателем), а не дата его  подписания Президентом РФ, опубликования или вступления в силу. Согласно ст. 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Учитывая, что в большинство  действующих федеральных законов  вносились и будут вносится изменения  и дополнения, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный  закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права (их отдельными положениями), а не в  целом между актами.

Информация о работе Причины возникновения и способы разрешения юридических коллизий