Принцип разделения властей в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы:
1. Раскрыть сущность принципа разделения властей
2. Изучить общее положение принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Республики Казахстан
3. Рассмотреть законодательную власть. Органы законодательной власти и их полномочия
4. Понятия и функции судебной власти.
5. Рассмотреть сущность исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность принципа разделения властей
2. Принцип разделения властей в соответствии с конституцией республики Казахстан
3. Законодательная власть. Органы законодательной власти и их полномочия
4. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти
5. Судебная власть РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

kurnsovaya TGP.docx

— 47.38 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РК

АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВО

 

КАФЕДРА «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

К У Р  С О В А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

на  тему:  «Принцип разделения властей в РК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 1 курса 

 Специальность 

 «Юриспруденция»

Махметов  Б.С.

ПРОВЕРИЛА:

                                                                                                          Булгакова Д.А.

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Понятие и сущность принципа

разделения властей………………………………………………………………5

  1. Принцип разделения властей в соответствии с конституцией республики Казахстан ……………………………………………….9
  2. Законодательная власть. Органы законодательной власти и их полномочия…………………………………………….…………...12
  3. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти…………..15

 

  1. Судебная власть РК…………………..………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принцип разделения властей  представляет собой основополагающее начало в механизме государственной  власти Республики Казахстан и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Республики Казахстан на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Смысл разделения властей  состоит в относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы  построения власти:

1) создать гарантии от  ее произвола, сосредоточения  в руках одного лица или  какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий  профессионализм и эффективность  в выполнении различных и весьма  специфических функций власти;

3) наиболее широко представить  во власти интересы различных  слоев и групп населения.

В системе разделения властей  одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

Актуальность выбранной  темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.

Целью курсовой работы является:

  1. Раскрыть  сущность принципа разделения властей
  2.   Изучить общее положение принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Республики Казахстан
  3. Рассмотреть законодательную власть. Органы законодательной власти и их полномочия
  4. Понятия и функции судебной власти.
  5. Рассмотреть сущность исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

 

Разделение властей является одним из главнейших демократических  принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб  публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним  из основных конституционных принципов  всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и  судебную.[3]

Конституционный принцип  разделения властей выступает в  качестве правовой структуризации государственной  власти в Республике Казахстан и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.[3]

В юридической науке термин "разделение" применительно к  государственной власти употребляется  в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной  власти, второе значение термин употребляется  в отношении разделения государственной  власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному  принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной  власти, существует два противоположных  подхода: разграничение властей  и разделение властей, которые соответствуют  двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может  взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в  которых ветви власти выполняют  чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.

Конституционный принцип  разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость  отдельных ветвей государственной  власти, но и их координацию, взаимосдерживание  и взаимоконтроль. В настоящее  время Конституция Республики Казахстан располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Принцип разделения властей  в его современном прочтении  содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить  абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления  в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они  выполняют определенные государственные  функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени  является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных  ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться  в прерогативы другой власти, а  тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается:

а) различными источниками  формирования ветвей власти;

б) различными сроками полномочий;

в) степенью защиты одной  власти от другой.

Анализ разделения властей  предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали  и вертикали, то есть речь идет о  разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций  проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и  Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение  одной из ветвей власти в область  деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы  к оценке способов разграничения  функций властей. Болгарский исследователь  С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между  собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из-за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Казахстанские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов РК, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Республика Казахстан представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент  РК не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей  в Казахстане "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями". Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в Казахстан сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти.

Механизм, заложенный в Конституции РК для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В Казахстане, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо­американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического  развития, принцип разделения властей  в Казахстане признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

 

 

  1.  ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Государственная власть в  правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством  права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица чревато  опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти  ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную означает, что каждая из властей  действует самостоятельно и не вмешивается  в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается  всякая возможность присвоения той  или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов”  властей. Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов  государства.

Информация о работе Принцип разделения властей в Республике Казахстан