Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1. Раскрыть сущность принципа разделения властей
2. Изучить общее положение принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Республики Казахстан
3. Рассмотреть законодательную власть. Органы законодательной власти и их полномочия
4. Понятия и функции судебной власти.
5. Рассмотреть сущность исполнительной власти.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность принципа разделения властей
2. Принцип разделения властей в соответствии с конституцией республики Казахстан
3. Законодательная власть. Органы законодательной власти и их полномочия
4. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти
5. Судебная власть РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классическим образцом в
этом отношении являются США. Согласно
теории разделения властей, в ней
законодательная, судебная и исполнительная
власти действуют как три силы
в замкнутом круге своих
Необходимо обратить внимание
на то, что в современных
Теперь, основываясь на Конституции
Республики Казахстан, рассмотрим принцип
разделения властей в Казахстане.
Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан
гласит: “Государственная власть в
Республике едина, осуществляется на основе
Конституции и законов в
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах эти органы занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.
К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов.
Система законодательных (представительных)
органов государственной власти
в регионах РК устанавливается ими
в соответствии с основами конституционного
строя Республики Казахстан (ст. 85 «Местное
государственное управление осуществляется
местными представительными и
Названная статья устанавливает основные полномочия местного законодательного (представительного) органа государственной власти - маслихата:
1) утверждение планов, экономических
и социальных программ
2) решение отнесенных
к их ведению вопросов
3) рассмотрение отчетов
руководителей местных
4) образование постоянных
комиссий и иных рабочих
5) осуществление в соответствии
с законодательством
Право законодательной инициативы
в законодательном (представительном)
органе государственной власти региона
РК принадлежит депутатам, акиму
территориально-
Представительный орган
местного самоуправления – выборный
орган местного самоуправления, обладающий
правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения, действующие
на территории административно-
Полномочия представительных органов местного самоуправления определены Конституцией Республики Казахстан и описаны выше.
К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся местный референдум, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива.
Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления.
Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при изменении границ территории и при определении структуры органов местного самоуправления.
Решение о проведении местного
референдума принимается
В местном референдуме
имеют право участвовать все
граждане, проживающие на территории
административно-
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. Порядок их созыва и проведения, принятия и изменения решений, пределы компетенции устанавливаются в соответствии с законами РК.
Население, помимо этого, имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).
Исполнительная власть – один из видов
самостоятельной и независимой публичной
власти в государстве, представляющий
собой совокупность полномочий по управлению
государственными делами, такими как под
законодательное регулирование, внешнеполитическое
представительство, осуществление административного
управления. Таким образом, исполнительная
власть представляет собой систему государственных
органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти
– организация практического исполнения
Конституции РК и законов Республики Казахстан
в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение общественных
интересов, запросов и нужд населения.
Она осуществляется путем реализации
государственно-властных полномочий методами
и средствами публичного, преимущественно
административного права.
Исполнительная
власть есть способность и возможность
оказывать определяющее воздействие на
деятельность, поведение, а также право
и возможность подчинять своей воле других.
Отличительным признаком этой ветви власти
выступает то, что она реализуется в отношении
как к коллективным так и индивидуальным
элементам государственно-организованного
общества, то есть в общегосударственном
масштабе и в качестве специфической государственной
функции правоприменительного (правоисполнительного)
характера. Это является наиболее важной
характеристикой исполнительной власти,
поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую
природу, позволяет разграничить исполнительство
такого рода и исполнительство, присущее
любой организованной ячейке социума
в качестве средства управления собственными
делами (самоорганизация).
Будучи
ветвью единой государственной власти,
исполнительная власть не тождественна
виду государственной деятельности. Соответствующий
вид такой деятельности - не сама власть,
а лишь форма ее практической реализации.
А потому исполнительная власть не тождественна
исполнительной деятельности: власть
- сущностное выражение этой деятельности,
ее функциональной направленности и компетенционной
определенности, то есть категория базового
характера. Следовательно, исполнительная
власть не тождественна государственному
управлению, поскольку оно выступает определенным
видом государственной властной деятельности.
Принципиальное качество
и назначение исполнительной власти
выражаются в особом виде государственной
деятельности, в правоприменительной
ее сути. Причем в отличие от правоприменительной
судебной власти (где исполнение требований
закона осуществляется преимущественно
в негативных случаях) для исполнительной
власти характерно в основном правоприменение
позитивного характера, то есть
прямое исполнение требований законодательства
в целях нормальной и эффективной работы
находящихся под ее воздействием объектов
экономики, политики, права, культуры и
т.п.
Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно Конституции Республики Казахстан исполнительная власть представлена Правительством и главами местных администраций (акимы).
В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления.
Согласно ст. 66 Конституции Республики Казахстан функциями исполнительной власти являются:
- разработка основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления;
- организация управления государственной собственностью;
- управление учреждениями и предприятиями государственного сектора;
- разработка мер по проведению внешней политики Республики.
Главная задача исполнительной
власти – правоисполнительная
5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.
Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.
Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственными, так и физическими так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.
Судебная система Республики
Казахстан
Судебная система Республики Казахстан
составляет Верховный суд Республики
Казахстан и местные суды. Образование
специальных и чрезвычайных судов под
любым названием не допускается.
К местным судам относят:
- областные и приравненные к ним суды
- районные и приравненные к ним суды; также
в Республики Казахстан могут создаваться
специальные суды (военные, налоговые).
Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.
Верховный суд Республики
Казахстан является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным
и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет в
предусмотренных законом
Верховный суд Республики
Казахстан рассматривает
Информация о работе Принцип разделения властей в Республике Казахстан