Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:04, курсовая работа
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Введение 3
Глава 1 История принципа разделения властей 4
1.1Взгляды Джона Локка 5
1.2Взгляды Шарля Луи Монтескье 7
Глава 2 Принцип разделения властей в РФ 10
2.1 Законодательная власть 10
2.2 Исполнительная власть 13
2.3 Судебная власть 16
2.4 Президент 17
2.5 Прокуратура 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский
юридический институт Министерства
внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра
теории и истории государства
и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО
ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема: Принцип
разделения властей в РФ
Выполнил:
Курсант 105 уч. группы
рядовой милиции
Маслов В.А.
Научный руководитель:
К.ю.н. Старший преподаватель кафедры
Теории и истории государства и права
Орлов К.А.
Екатеринбург 2007г.
Глава 1 История принципа разделения властей 4
1.1Взгляды Джона Локка 5
1.2Взгляды
Шарля Луи Монтескье 7
Глава 2 Принцип разделения властей в РФ 10
2.1 Законодательная власть 10
2.2 Исполнительная власть 13
2.3 Судебная власть 16
2.4 Президент 17
2.5
Прокуратура 20
Заключение 22
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Концепция разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII столетия и стала логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII столетии в Англии. Теория разделения властей была создана Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др. Классической считается теория Ш. Монтескье (1689-1755).
Цель теории разделения властей - создание эффективного механизма функционирования государственных органов, безопасность граждан от произвола и злоупотреблений, обеспечение политических свобод.
В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть историю принципа разделения властей и то, как он осуществляется в Росийской Федерации.
История принципа разделения властей
Согласно
классическому принципу разделения
властей в государстве
Согласно теории разделения
- законодательная,
- все власти равны перед
- никакая власть не может
- судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обусловлено необходимостью:
1)
четкого определения функций,
компетенции и ответственности
различных государственных
2)
обеспечения на
3)
эффективной борьбы со
Принцип
разделения властей влечет создание
противовеса каждому виду власти.
Поскольку государственная
Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.
Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Дж. Локк считает, что государственная власть должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.
“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”, — констатирует Дж. Локк.2 Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти”, но Локк отвел ей верховную, но все же не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
1.Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.
2.Закон создается не для подавления людей, а для их блага.
3. Без
согласия народа нельзя
4.Законодатели никому не могут передоверять свои функции.3
Кроме
законодательной и
Исполнительная власть, считает Локк, является подчиненной по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.
Наиболее
полно и последовательно
«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.»4
В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти:
1. Власть законодательная,
2. Власть исполнительная, ведающая вопросами международного права,
3.
Власть исполнительная, ведающая
вопросами права гражданского».
В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».
На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае посредством правительственной деятельности, в другом- посредством судебной деятельности.
В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям.
«Не будет свободы..., если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.»6
По общему правилу вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.
Особое значение Монтескье придавал своей идее равновесия властей и системе «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такие взаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельно решая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так, исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна, однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначе сосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которого священна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладает законодательной инициативой, по его указу созывается и распускается парламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, по терминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решений деятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительство обязано давать отчет парламенту о своем управлении.
Система разделения властей в Российской Федерации
Законодательная власть
“Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”, гласит ст.10 Конституции РФ.
По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно.
Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами.