Принцип разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Содержание

Введение 3

Глава 1 История принципа разделения властей 4
1.1Взгляды Джона Локка 5
1.2Взгляды Шарля Луи Монтескье 7
Глава 2 Принцип разделения властей в РФ 10
2.1 Законодательная власть 10
2.2 Исполнительная власть 13
2.3 Судебная власть 16
2.4 Президент 17
2.5 Прокуратура 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

      Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях:

 а)  внесение законопроекта о праве  законодательной инициативы;

 б)  возможность постоянного участия  в процессе законотворчества  при обсуждении закона в палатах  Федерального Собрания или в  согласительных комиссиях;

 в)  подписание и обнародование закона  в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции России;

        г) отклонение федерального закона ("президентское вето") в соответствии  с ч. 3 ст. 107 Конституции.

      Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу

      Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией. Таких случаев два.

      Первый  случай закреплен в ст.111 Конституции, которая гласит: после трехкратного отклонения предоставленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

      По  сути это статья закрепляющая главенство Президента над законодательной  ветвью власти.

    Есть  однако статья которая не позволяет Президенту более четырех месяцев находится без парламента, однако нет статьи которая помешает ему снова распустить выбранную народом снова Государственную Думу.

      Второй  случай закреплен в ст.117 Конституции. В соответствии с этой статьей Президент РФ может распустить Государственную Думу в случае двукратного выражения недоверия Правительству РФ с промежутком не менее трех месяцев.

      Президент вносит законопроекты в Государственную  Думу. Опять же в случае несогласия Федерального Собрания с предложениями Президента ничего не мешает ему пользоваться ст.111 Конституции.

      Может вернуть одобренный парламентом  законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето)

      Взаимодействие  исполнительной власти и Президента

      Тут полномочий президента еще больше.

      Ст.83 Конституции дает Президенту Право  принимать решение об отставке Правительства.

      Если  учесть что он сам его напрямую формирует, в том числе и Председателя Правительства (уже рассмотренная  нами ст. 111 Конституции), то что же еще  нужно для главенства над исполнительной ветвью власти?

      Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

      Если  смотреть что же может сделать  Правительство в противовес Президенту то только самораспуститься.

      Взаимодействие  судебной власти и  Президента

      Президент представляет кандидатуры судей  Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Как противовес Президенту Конституционный  суд может лишь официально толковать  законодательные акты, и проверять  их на соответствие конституции.

Прокуратура РФ

      В теории принципа разделения властей лежит разделение на 3 ветви власти, и помимо того что в нашем государстве Президент стоит над всеми ветвями власти имея огромные полномочия дарованные конституцией, еще существуют и иные органы которые имеют очень большое влияние на осуществление принципа разделения властей в РФ. К примеру Полномочный представитель Президента РФ.

      Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

      В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

      надзор  за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

      надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

      надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

      надзор  за исполнением законов судебными  приставами;

      надзор  за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

      уголовное преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

      координацию деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

      Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

      Прокуратура Российской Федерации принимает  участие в правотворческой деятельности.

      Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

      Как видно из этой нормы, Прокуратура  осуществляет надзор за деятельностью  органов исполнительной власти, может  опротестовывать решения суда, а  также выносить на рассмотрение новые  законопроекты.

      И этому государственному органу, имеющему огромные полномочия, в Конституции РФ посвящена всего лишь одна статья №129, непонятно почему помещенная в главу Судебная власть.

      Как может нормально существовать орган  о котором в Конституции написано всего 5 предложений а ФЗ дает ему такие полномочия, благодаря которым он практически возвышается над исполнительной ветвью власти.

Заключение

      В данной курсовой работе я попытался  рассмотреть историю принципа разделения властей и осуществление его  на практике на примере Российской Федерации.

    Принцип разделения властей является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

    Назначение  принципа разделения властей — исключить  возможность концентрации всей полноты  власти в руках одного лица или  органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Но на словах красивый и очень нужный принцип разделения властей, на практике очень сложен. Еще Монтескье указывал в своих трудах на страх того что неграмотно используемый, этот принцип приведет к параличу, неспособности государства решать общественно важные вопросы.

      Принцип разделения властей в РФ действует  согласно ст. 10 Конституции: Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

      В Российской Федерации как мы увидели  решающую роль в системе разделения властей играет Президент (каламбур – его нет ни у Локка ни у Монтескье, однако он у нас главный). По сути, у Президента власть над всеми тремя ветвями власти. Те ограничения (нахождение одного лица на должности Президента не более двух сроков подряд, не более четырех месяцев без парламента и т.п.) кажутся какими то незначительными по сравнению с правами которые даются Президенту.

      Да  и иные государственные органы, такие как Прокуратура РФ, Полномочный представитель президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации, тоже не вписываются в теорию принципа разделения властей. 

      Список  использованной литературы:

    1. Конституция РФ
    2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997года №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г., 30 января, 2 марта 2007 г.)
    3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.)
    4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 25 июля 2006 г., 21 июля 2007 г.)
    5. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 25 июля 2006 г., 21 июля 2007 г.)
    6. Марченко М.Н. Теория государства и права М.: ТК ВЕЛБИ, 2003. – 640 с.
    7. Морвец А.С., Синюков В.Н. Теория государства и права. – М., 2005. – 488 с.
    8. Ромашев Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 168 с.
    9. Сальников В.П. Конституционное (государственное) право России. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 512 с.
    10. Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупрезидентской республике Государство и право.-2000. - N 1.-С.87-97.

Информация о работе Принцип разделения властей в РФ