Принцип разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Содержание

Введение 3

Глава 1 История принципа разделения властей 4
1.1Взгляды Джона Локка 5
1.2Взгляды Шарля Луи Монтескье 7
Глава 2 Принцип разделения властей в РФ 10
2.1 Законодательная власть 10
2.2 Исполнительная власть 13
2.3 Судебная власть 16
2.4 Президент 17
2.5 Прокуратура 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

    В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется  четкое представление. Законодательный  орган реализует законодательную  составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы  и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

    Будучи  законодательным органом, Федеральное  собрание вместе с тем исполняет  и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

    Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

    В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

    Статьи 102 и 103 также являются юридическим  выражением системы сдержек и  противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы). Также, ч. 4 ст. 111, в которой говорится, что « После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы». Эта норма фактически ставит Государственную Думу в определенную зависимость от воли Президента.

    Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности  также относится к ведению  Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента, выражающая какой то противовес полномочиям Президента.

    Кадровые  назначения, осуществляемые Советом  Федерации, о которых говорится  в п.п.“ж” и “з” ч.1 ст.102 (назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ) тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях, однако не стоит забывать что назначаются они с представления Президентом РФ.

    Пункты  “а” и “б” ч.1 ст. 103 Конституции  раскрывают принцип ответственности  Правительства перед нижней палатой  парламента. Пункты “и” ч.1 ст. 102 и  “г” ч.1 ст. 103 дают полномочия Совету Федерации и Государственной Думе формировать на паритетных началах Счетную палату. Пункт “ж” ч.1 ст.103 позволяет Государственной Думе выдвигать обвинение против Президента РФ.

    Из  этого видно, что от законодательной  власти так или иначе зависят  исполнительная и судебная ветви  власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной и судебной, поскольку в полномочия Конституционного суда РФ входит рассмотрение вопросов противоречия нормативных актов принятых Федеральным Собранием Конституции РФ.

Исполнительная  власть

      Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

      Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства:

Правительство Российской Федерации:

     а) разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

     г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

     д) осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

      Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

      Основы  взаимоотношений правительства  РФ и органов законодательной  власти.

      Правительству Российской Федерации принадлежит  право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

      Право законодательной инициативы Правительство  Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

      Правительство Российской Федерации вправе вносить  в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.

      Разрабатываемые Правительством Российской Федерации  проекты федеральных законов  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

      Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные  отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства  Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

      Члены Правительства Российской Федерации  вправе присутствовать и выступать  на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

      Основы  взаимоотношений Правительства  Российской Федерации и органов  судебной власти.

      Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

      производит  финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

      обеспечивает  исполнение судебных решений.

       

Судебная  власть

    По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

    Верховный суд РФ – является высшим судом  судов общей юрисдикции. Суды общей  юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.

    Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный  Суд играет огромную роль в системе  разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.

    Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Лишь в этом выражается принцип разделения властей. 

Президент

      Не  смотря на то, что теория разделения властей содержит в себе деление  на три ветви власти, я считаю необходимым рассказать также и  про Президента, поскольку он играет далеко не маловажную роль в России. Ведь не даром возникло выражение, что Россия это «суперпрезидентская республика».

      Прежде  всего Президент Российской Федерации  является главой государства. Также  он: определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности. Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

      Взаимодействие  законодательной  власти и Президента

      Совет Федерации назначает выборы Президента РФ, производит отрешение от должности Президента РФ после выдвижения против него обвинения Государственной Думой.

      Условия:

    1. Обвинение должно быть либо в государственной измене либо совершении тяжкого преступления;
    2. Заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступлений;
    3. Заключение Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
    4. Две трети голосов от общего числа членов каждой из палат о выдвижении обвинения;
    5. Инициатива одной трети депутатов Государственной Думы;
    6. Заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

      Как видно немалое число условий  довольно таки затрудняет если не сказать  делает невозможным отрешение Президента от должности.

Информация о работе Принцип разделения властей в РФ