Принципы разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные органы и группы государственных органов объединяются в "ветви и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской власти", "контрольно-надзорной власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.

Содержание

Введение……………………….…………………………………………...3
1. Происхождение принципа разделения властей……………………….6
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………….7
2.1 Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления………………………………...7
2.2 Смешанная форма правления……………………………...…………8
2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления ……………….9
2.4 Основные тенденции развития разделения властей……………….10
2.5 Разделение властей и распределение компетенции в международных и негосударственных организациях………………………...11
3. Разделение властей в дореволюционной России, в Советском государстве и в период конституционных реформ………………………....12
3.1 Дореволюционная Россия……………………………….………….12
3.2 Период Советской власти………...………………………..………...13
3.3 Конституционные реформы 1988-1993 годов………………………13
4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………….…16
4.1 Конституционное закрепление принципов народовластия и разделения властей…………………………………………………….............16
4.2 Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом………………………………….17
4.3 Теоретическая модель и методы исследования разделения властей..................................................................................................................19
5. Разделение властей в Российском государстве…………………..….23
5.1 Законодательная власть……………………………………………....23
5.2 Исполнительная власть………………………………….…..………25
5.3 Судебная власть……………………………………………...……….26
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………...………………30

Работа состоит из  1 файл

другая курсовая принципы разделения властей.docx

— 41.99 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………….…………………………………………...3

1. Происхождение принципа  разделения властей……………………….6

2. Разделение властей в мировой  конституционной практике………….7

 

2.1 Разделение властей  между главой государства, парламентом  и правительством и основные  формы правления………………………………...7

 

2.2 Смешанная форма  правления……………………………...…………8

 

2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления ……………….9

 

2.4 Основные тенденции  развития разделения властей……………….10

 

2.5 Разделение властей  и распределение компетенции  в международных и негосударственных  организациях………………………...11

 

3. Разделение властей в дореволюционной  России, в Советском государстве  и в период конституционных  реформ………………………....12

 

3.1 Дореволюционная Россия……………………………….………….12

 

3.2 Период Советской  власти………...………………………..………...13

 

3.3 Конституционные реформы  1988-1993 годов………………………13

 

4. Разделение властей в современном  Российском государстве и система  государственных органов РФ: конституционное  закрепление и общая характеристика……………………………………………………………….…16

 

4.1 Конституционное закрепление  принципов народовластия и разделения  властей…………………………………………………….............16

 

4.2 Проблемы разделения  властей в Российском государстве  и государственные органы с  особым статусом………………………………….17

 

4.3 Теоретическая модель  и методы исследования разделения  властей..................................................................................................................19

 

5. Разделение властей  в Российском государстве…………………..….23

 

5.1 Законодательная власть……………………………………………....23

 

5.2 Исполнительная власть………………………………….…..………25

 

5.3 Судебная власть……………………………………………...……….26

 

Заключение………………………………………………………………..29

 

Список использованной литературы …………………...………………30

 

Введение

 

 

Принцип разделения властей  является одним из основных принципов  организации государственной власти и одним из основополагающих принципов  организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

 

Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально  независимы друг от друга, что не исключает  их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

 

Принцип разделения властей  получил широкое признание в  мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.

 

Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес  ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации  государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась  в последние десять-пятнадцать лет.

 

Конституционное развитие современной России (в том числе  и в организации государственной  власти) сочетает традиции российского  дореволюционного конституционализма, наследие Советской власти, конституционные  заимствования у зарубежных государств, а также современные отечественные  нововведения. Поэтому не обойтись без исторического и сравнительно-правового  анализа конституционной практики разделения властей в зарубежных государствах, отечественного конституционного развития.

 

Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в  современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему  государственных органов с точки  зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение "основных ветвей власти" - законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния  друг на друга. Однако этим данное исследование не ограничивается.

 

Особое внимание хотелось бы обратить на проблемные моменты, связанные  с функционированием государственных  органов с особым статусом, не укладывающихся в традиционную триаду "ветвей власти", таких, как глава государства, органы прокуратуры, органы финансового контроля, избирательные комиссии. Именно эти  органы, именно их место в системе  разделения властей являются основным предметом данного исследования, причём недопустимо искусственно относить их к трём "основным ветвям власти" без соответствующего функционального  обоснования. Государственные органы с особым статусом существуют во многих конституционных государствах, однако их количество, состав и влияние  в различных государствах отличаются. В тех государствах, где их достаточно много и где они играют значительную роль (в том числе и в современной России), они могут образовывать системы органов (органы прокуратуры, избирательные комиссии), обособляться в "особые ответвления власти" и даже объединяться в "дополнительные ветви власти" (определение этих терминов будет приведено ниже), а сам принцип разделения властей (то есть принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви власти") нуждается в некотором переосмыслении.

 

В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных  органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные  органы и группы государственных  органов объединяются в "ветви  и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской  власти", "контрольно-надзорной  власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное  публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.

 

В данной работе рассматривается  разделение властей "по горизонтали", то есть распределение компетенции  между "ветвями власти" и их "ответвлениями". Разделение власти "по вертикали", то есть распределение  компетенции (разграничение предметов  ведения и полномочий) между федеральными и региональными органами государственной  власти (органами государственной власти субъектов РФ), в данной работе практически  не затрагивается.

 

Разделение властей  в современном российском государстве  будет разобрано в основном на системе федеральных государственных  органов. В меньшей мере будут  разобраны региональные органы государственной  власти, а также местное самоуправление и институты непосредственной демократии как элементы публичной, политической власти.

 

При проведении исследования автор поставил перед собой задачу разработать и представить такую  теоретическую модель разделения властей, которая в рамках "основных и  дополнительных ветвей власти" и "особых ответвлений власти" охватывала бы всю систему государственных  органов, включая государственные  органы с особым статусом. При этом "ветвь власти" должно объединять функциональное сходство. Модель разделения властей должна быть по возможности  универсальной и применимой к  любой конституционной системе  государственной власти. Эта теоретическая  модель неизбежно затрагивает и  родственные политические институты, наряду с государственными органами являющиеся субъектами публичной, политической власти - институты непосредственной демократии и органы местного самоуправления.

 

1. Происхождение принципа  разделения властей

 

 

Принцип разделения властей  впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном правлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

 

Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О  духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит  народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она  осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает  столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.

 

Соединённые Штаты Америки  изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское  государство. "Отцы-основатели" существенно  развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость  обособления и независимости  трёх основных ветвей власти, сильной  исполнительной власти, системы сдерживания  и уравновешивания властей (это  так называемая "система сдержек  и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение  было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя  палата избирается иным образом и  сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.

 

2. Разделение властей  в мировой конституционной практике

 

2.1 Разделение властей  между главой государства, парламентом  и правительством и основные  формы правления

 

 

Форма правления в  конституционном государстве характеризует  систему разделения властей, в первую очередь между главой государства, парламентом и правительством. В  разных конституционных государствах были установлены различные формы  правления и сложились различные  системы разделения властей.

 

При ограниченной (дуалистической) монархии (Великобритания после "Славной  революции", Российская империя между  двумя революциями) законодательная  власть принадлежит парламенту, монарх формирует правительство и обладает правом абсолютного вето.

 

В парламентарной монархии (Великобритания, Япония) монарх является номинальным главой государства  и свои полномочия самостоятельно не осуществляет. Монарх формирует Правительство  из представителей политических партий, победивших на парламентских выборах  и составивших парламентское  большинство. Монарх может иметь  и другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом  недоверия правительству влечёт отставку последнего. Фактическим главой государства является глава правительства. Система может эффективно функционировать  только при устойчивой двухпартийной  системе, при многопартийной системе  действуют коалиционные правительства, возможна частая смена правительств (так называемая "правительственная  чехарда").

 

Наиболее полно принцип  разделения властей проведён в Конституции  США 1787 года, в форме президентской  республики. Основные черты этой формы  правления - строгое разделение властей, президент избирается внепарламентским путём, возглавляет правительство  и всю систему исполнительной власти, обладает правом отлагательного вето и не вправе распускать парламент. Такая форма правления может  функционировать независимо от системы  партий, однако она не предусматривает  механизмов разрешения конституционных  кризисов.

 

Парламентарная республика (Италия) отличается от парламентарной монархии тем, что президент - номинальный  глава государства - избирается парламентом, в определённых случаях он может  распускать парламент, он может осуществлять часть своих полномочий самостоятельно, но большинство актов требуют  контрассигнации. Конституционная  практика идёт по пути сокращения полномочий Президента: в Италии даже традиционную для главы государства представительскую  функцию (участие в заседаниях глав "большой восьмёрки", переговоры на высшем уровне) осуществляют главы правительств, а фактически - реальные главы таких государств.

 

2.2 Смешанная форма  правления

 

 

Одна из последних  тенденций в мировой конституционной  практике - сближение форм правления. Смешанные формы правления получают всё большее распространение, особенно после 1958 года. Смешанные формы правления  в их различных модификациях позволяют  сформировать наиболее приемлемую для  государства систему разделения властей, сочетая достоинства президентской  и парламентской форм правления, учитывая особенности и традиции государства. Наиболее распространённая разновидность смешанной формы  правления - президентско-парламентская (полупрезидентская) республика, восходящая к V Французской Республике и Веймарской Республике. Другие смешанные формы правления не имеют столь широкого распространения.

 

На мой взгляд, для  нашей страны наиболее поучителен пример конституционного развития Франции. При  многопартийной системе и неустойчивом гражданском обществе, в почти  двухсотлетней череде революций, переворотов, кризисов, реставраций сменились  почти все мыслимые формы правления, и они все показали свои недостатки. Только полупрезидентская V республика, установленная под руководством Шарля де Голля, смогла эффективно функционировать при многопартийной системе и принесла стране стабильность. Основные черты полупрезидентской республики - широкие полномочия президента, избираемого прямыми, реже косвенными выборами, он не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти, координирует их деятельность, может распускать парламент или одну из его палат, формирует правительство и направляет его деятельность. Правительство несёт политическую ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Полупрезидентской республикой, на мой взгляд, является и Российская Федерация по Конституции 1993 года.

Информация о работе Принципы разделения властей