Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа
В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные органы и группы государственных органов объединяются в "ветви и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской власти", "контрольно-надзорной власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.
Введение……………………….…………………………………………...3
1. Происхождение принципа разделения властей……………………….6
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………….7
2.1 Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления………………………………...7
2.2 Смешанная форма правления……………………………...…………8
2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления ……………….9
2.4 Основные тенденции развития разделения властей……………….10
2.5 Разделение властей и распределение компетенции в международных и негосударственных организациях………………………...11
3. Разделение властей в дореволюционной России, в Советском государстве и в период конституционных реформ………………………....12
3.1 Дореволюционная Россия……………………………….………….12
3.2 Период Советской власти………...………………………..………...13
3.3 Конституционные реформы 1988-1993 годов………………………13
4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………….…16
4.1 Конституционное закрепление принципов народовластия и разделения властей…………………………………………………….............16
4.2 Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом………………………………….17
4.3 Теоретическая модель и методы исследования разделения властей..................................................................................................................19
5. Разделение властей в Российском государстве…………………..….23
5.1 Законодательная власть……………………………………………....23
5.2 Исполнительная власть………………………………….…..………25
5.3 Судебная власть……………………………………………...……….26
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………...………………30
Содержание
Введение……………………….………………………………
1. Происхождение принципа разделения властей……………………….6
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………….7
2.1 Разделение властей
между главой государства,
2.2 Смешанная форма правления……………………………...…………8
2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления ……………….9
2.4 Основные тенденции
развития разделения властей………
2.5 Разделение властей
и распределение компетенции
в международных и
3. Разделение властей в
3.1 Дореволюционная Россия……………………
3.2 Период Советской
власти………...………………………..………...
3.3 Конституционные реформы 1988-1993 годов………………………13
4. Разделение властей в
4.1 Конституционное закрепление
принципов народовластия и
4.2 Проблемы разделения
властей в Российском
4.3 Теоретическая модель
и методы исследования
5. Разделение властей
в Российском государстве………………
5.1 Законодательная власть……………………
5.2 Исполнительная власть………………………
5.3 Судебная власть………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………...………………30
Введение
Принцип разделения властей
является одним из основных принципов
организации государственной
Принцип разделения властей
означает, что законодательную
Принцип разделения властей
получил широкое признание в
мировой конституционной
Исследование разделения
властей в современном
Конституционное развитие
современной России (в том числе
и в организации
Чтобы понять, как работает
принцип разделения властей в
современном российском государстве,
необходимо рассмотреть систему
государственных органов с
Особое внимание хотелось
бы обратить на проблемные моменты, связанные
с функционированием
В настоящей работе проводится
функциональный анализ государственных
органов и их систем, и на основе
функционального анализа, с учётом
функциональной общности, государственные
органы и группы государственных
органов объединяются в "ветви
и ответвления власти". Приводятся
также критерии обособления "ветвей
власти", на их основе даётся обоснование
"дополнительных ветвей власти" -
"избирательной власти", "президентской
власти", "контрольно-надзорной
власти". "Избирательная власть"
рассматривается как сложное
публично-властное образование, включающее
избирательный корпус и его власть,
осуществляемую на выборах и референдумах,
и систему избирательных
В данной работе рассматривается разделение властей "по горизонтали", то есть распределение компетенции между "ветвями власти" и их "ответвлениями". Разделение власти "по вертикали", то есть распределение компетенции (разграничение предметов ведения и полномочий) между федеральными и региональными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов РФ), в данной работе практически не затрагивается.
Разделение властей
в современном российском государстве
будет разобрано в основном на
системе федеральных
При проведении исследования
автор поставил перед собой задачу
разработать и представить
1. Происхождение принципа разделения властей
Принцип разделения властей
впервые сформулирован
Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.
Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей (это так называемая "система сдержек и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя палата избирается иным образом и сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.
2. Разделение властей
в мировой конституционной
2.1 Разделение властей
между главой государства,
Форма правления в
конституционном государстве
При ограниченной (дуалистической)
монархии (Великобритания после "Славной
революции", Российская империя между
двумя революциями) законодательная
власть принадлежит парламенту, монарх
формирует правительство и
В парламентарной монархии (Великобритания, Япония) монарх является номинальным главой государства и свои полномочия самостоятельно не осуществляет. Монарх формирует Правительство из представителей политических партий, победивших на парламентских выборах и составивших парламентское большинство. Монарх может иметь и другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку последнего. Фактическим главой государства является глава правительства. Система может эффективно функционировать только при устойчивой двухпартийной системе, при многопартийной системе действуют коалиционные правительства, возможна частая смена правительств (так называемая "правительственная чехарда").
Наиболее полно принцип разделения властей проведён в Конституции США 1787 года, в форме президентской республики. Основные черты этой формы правления - строгое разделение властей, президент избирается внепарламентским путём, возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти, обладает правом отлагательного вето и не вправе распускать парламент. Такая форма правления может функционировать независимо от системы партий, однако она не предусматривает механизмов разрешения конституционных кризисов.
Парламентарная республика
(Италия) отличается от парламентарной
монархии тем, что президент - номинальный
глава государства - избирается парламентом,
в определённых случаях он может
распускать парламент, он может осуществлять
часть своих полномочий самостоятельно,
но большинство актов требуют
контрассигнации. Конституционная
практика идёт по пути сокращения полномочий
Президента: в Италии даже традиционную
для главы государства
2.2 Смешанная форма правления
Одна из последних
тенденций в мировой
На мой взгляд, для нашей страны наиболее поучителен пример конституционного развития Франции. При многопартийной системе и неустойчивом гражданском обществе, в почти двухсотлетней череде революций, переворотов, кризисов, реставраций сменились почти все мыслимые формы правления, и они все показали свои недостатки. Только полупрезидентская V республика, установленная под руководством Шарля де Голля, смогла эффективно функционировать при многопартийной системе и принесла стране стабильность. Основные черты полупрезидентской республики - широкие полномочия президента, избираемого прямыми, реже косвенными выборами, он не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти, координирует их деятельность, может распускать парламент или одну из его палат, формирует правительство и направляет его деятельность. Правительство несёт политическую ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Полупрезидентской республикой, на мой взгляд, является и Российская Федерация по Конституции 1993 года.