Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа
В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные органы и группы государственных органов объединяются в "ветви и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской власти", "контрольно-надзорной власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.
Введение……………………….…………………………………………...3
1. Происхождение принципа разделения властей……………………….6
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………….7
2.1 Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления………………………………...7
2.2 Смешанная форма правления……………………………...…………8
2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления ……………….9
2.4 Основные тенденции развития разделения властей……………….10
2.5 Разделение властей и распределение компетенции в международных и негосударственных организациях………………………...11
3. Разделение властей в дореволюционной России, в Советском государстве и в период конституционных реформ………………………....12
3.1 Дореволюционная Россия……………………………….………….12
3.2 Период Советской власти………...………………………..………...13
3.3 Конституционные реформы 1988-1993 годов………………………13
4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………….…16
4.1 Конституционное закрепление принципов народовластия и разделения властей…………………………………………………….............16
4.2 Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом………………………………….17
4.3 Теоретическая модель и методы исследования разделения властей..................................................................................................................19
5. Разделение властей в Российском государстве…………………..….23
5.1 Законодательная власть……………………………………………....23
5.2 Исполнительная власть………………………………….…..………25
5.3 Судебная власть……………………………………………...……….26
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………...………………30
В большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти, существуют государственные органы, формально и функционально не относящиеся ни к одной из "основных ветвей власти" - государственные органы с особым статусом. Наличие в государстве таких органов и даже их систем ещё не опровергает теорию разделения властей. Однако когда количество и значение государственных органов с особым статусом возрастает они могут образовывать "особые ответвления" и даже "дополнительные ветви власти", а сам принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), на мой взгляд, нуждается в переосмыслении.
4.3 Теоретическая модель
и методы исследования
В настоящей работе с
точки зрения разделения властей
исследуется система
Государственные органы
в последнее время принято
подразделять по формальной принадлежности
и организационной
Государственные органы "по горизонтали" подразделяются по "ветвям" и "ответвлениям" государственной власти, как они мне представляются, следующим образом:
1) избирательные органы (комиссии), образующие вместе с избирательным корпусом "дополнительную ветвь" власти - "избирательную власть";
2) глава государства
(Президент РФ) и органы при
нём, образующие
3) законодательные (
4) система исполнительных
органов, образующих
5) суды, образующие в
системе судебную власть, а также
органы при судах, органы
6) независимые контрольно-
Если взять за основу
данную классификацию и сопоставить
её с конституционным принципом
народовластия и тремя
Наглядной иллюстрацией такой классификации является "Система публичной власти, государственных органов и их подразделений" в виде схемы (Приложение). Эта схема - попытка представить реальную систему разделения властей в виде наглядной теоретической модели. Она составлена на основе Конституции РФ, ряда федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных актов (включая Сводный перечень государственных должностей РФ, утверждённый Указом Президента РФ).
Для решения вопроса об обособлении "дополнительных ветвей" и "особых ответвлений" государственной власти следует сформулировать критерии их обособления, определить признаки "ветви власти". В.Е.Чиркин приводит следующие признаки "ветви власти":
а) существование особых органов государства;
б) связь функции "ветви власти" с функцией государства;
в) общее функциональное назначение органов "ветви власти" (сама сиcтема может быть иерархической или рассредоточенной);
г) общегосударственный характер деятельности "ветви власти"
Соглашаясь в принципе
с таким подходом, предлагаю считать
"дополнительной ветвью власти" систему
государственных органов с
Государственный орган
(либо иной субъект власти) может
организационно относиться только к
одной "ветви власти" (либо к "особому
ответвлению"). Функционально государственный
орган, система государственных
органов, иной субъект власти, как
правило, тоже относится (или примыкает)
только к одной "ветви власти",
однако из этого правила есть множество
исключений, когда орган одной "ветви
власти" имеет полномочия в сфере
другой "ветви власти". Наибольшими
полномочиями в сфере компетенции
различных "ветвей власти" обладает
Президент. Можно привести и другие
примеры: контрольное управление Президента,
некоторые контрольные и
Государственно-властные
полномочия в конституционном государстве
распределяются между государственными
органами и их системами таким
образом, чтобы обеспечить их сбалансированность
и не допустить сосредоточения большей
части полномочий в ведении одного
государственного органа или должностного
лица. Однако государственная власть
функционирует не как группа изолированных
"ветвей власти", а как единая
система государственных
1) правовое регулирование деятельности.
2) дача обязательных или рекомендательных указаний, принятие обязательных решений;
3) сотрудничество, совместная деятельность (в том числе в совместных комиссиях);
4) формирование или участие в формировании, назначение должностных лиц;
5) представительство, участие должностных лиц одних органов в работе других;
6) расформирование, привлечение к ответственности;
7) прямые обращения и информирование;
8) косвенное воздействие (через суд и другие органы).
"Формы влияния"
высших государственных
5. Разделение властей в Российском государстве
5.1 Законодательная власть
Высшим представительным
и законодательным органом
К основным полномочиям
Совета Федерации (в сфере
Обращает на себя внимание вольное право Президента на роспуск Федерального Собрания при обстоятельствах весьма сомнительных и даже - гипотетически-спровацированных посредством выдвижения заранее неподходящей кандидатуры
Председателя Правительства, либо "просьбы" Правительства проголосовать за доверие к нему.
Конституционные
принципы парламентаризма и