Природа и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование природы и социального назначения государства. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:
изучить понятие, генезис и сущность государства;
выяснить социальное назначение государства;
дать характеристику современного социального государства;
проанализировать правовое регулирование социальной деятельности государства.

Содержание

Введение 3
1. Природа и сущность государства 6
1.1. Понятие государства 6
1.2. Происхождение государства 11
1.3. Сущность государства 13
2. Социальное назначение государства 17
2.1. Характеристика социального государства 17
2.2. Правовое регулирование социальной деятельности государства 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Природа и социальное назначение государства.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность  темы. Исследование вопросов природы и социального назначения государства, его характеристик и функций является традиционным для государствоведения. Данная тематика с теоретических и практических позиций уже давно изучается зарубежными и российскими учеными: политологами, экономистами, юристами. Переосмысление политических, экономических и иных значимых процессов в российском государстве и обществе, провозглашение российского государства социальным (ст. 7 Конституции РФ), закрепление в Основном Законе обязанностей государства в социальной сфере актуализируют проблему теоретического осмысления социального назначения государства.

Современное российское государство, находящееся  в состоянии глубоких преобразований в том числе и в социальной сфере, стоит на пороге переоценки социальной роли государства в связи с решением задач повышения благосостояния граждан, улучшения демографической ситуации, реализации приоритетных национальных проектов.

Существует  множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы прежде всего выражает государство. Также имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления в истории общественной мысли.

При исследовании государства как социального  института в российской юридической  науке большое внимание уделяется изучению государства как «политического общения»1, как «публично-властным образом интегрированного, организованного и управляемого социально стратифицированного общества»2. То есть изучение государства не  отрывается от социальных процессов, происходящих в обществе-государстве (государственно организованном обществе).

Социальное  назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно  ставит перед собой. Социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Цель его – действовать во имя всеобщего блага.

Целью данной курсовой работы является исследование природы и социального назначения государства. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:

  • изучить понятие, генезис и сущность государства;
  • выяснить социальное назначение государства;
  • дать характеристику современного социального государства;
  • проанализировать правовое регулирование социальной деятельности государства.

Историография. В начале XX в., применительно к вопросу о сущности государства появились теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-материалистическая и др. В середине ХХ века начался качественно новый этап в развитии теории государства — возведение положений теории социального государства  в конституционные нормы.

Многие зарубежные и отечественные исследователи  наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют термины «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (К. Ватрин, Г. Вильгеродот, X. Ламперт Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский и др.).

Теоретическую основу работы составили результаты исследований, проводившихся российскими учеными, юристами. В настоящее время данная тема вызывает широкий интерес. Наиболее значимыми являются работы таких авторов, как Абдуллаев М.И., Волгин Н.А., Нерсесянц В.С., Радько Т.Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Хропанюк В.Н., Червонюк В.И., Чиркин В.Е. и других.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

1. Природа и сущность  государства

1.1. Понятие государства

Государство, являясь продуктом общественного  развития, представляет собой сложное  социальное явление, тесно связанное с уровнем экономического, политического и культурного развития общества и во многом предопределяемое им. Государство — это орудие, инструмент политической власти, которая тем не менее осуществляется не только посредством государства. В обществе действуют политические партии, союзы, религиозные организации и т. п. Государство, занимая собственное особое место в этом ряду, обладает характерными признаками, отличающими его от других политических институтов власти.

Государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить.

Многие мыслители  стремились понять, что представляет собой государство, почему оно возникло и так необходимо человечеству, какова природа государства, что отличает его от других организаций, созданных людьми. На эти и подобные вопросы было дано много различных ответов; некоторые в чем-то совпадали, другие выглядели абсолютно независимыми либо были принципиально противоположны друг другу и т. д.

Многообразие  взглядов на государство обусловлено  тем, что само государство — это  чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Познание свойств и признаков государства затруднено постоянно меняющимися экономическими, социальными, классовыми, духовными, национальными, религиозными и другими факторами, определяющими его сущность и содержание.

Научность этих взглядов на государство определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества. Нередко понятие о государстве основывается не на исторической действительности, а на некоем идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть3.

Методологическая  задача определения понятия государства  была поставлена Г.Ф. Шершеневичем. Она  состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что мы не должны привносить в понятие государства то, чего реально не существует, но в то же время должны охватить всю действительность, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях4.

Следует согласиться  также с М.И. Байтиным в том, что  разнообразие взглядов на государство  свидетельствует, насколько сложным является этот вопрос, «сколь оправдано неоднократное возвращение к нему и сколь пристального внимания требует его дальнейшая творческая разработка»5.

Определения государства мы встречаем уже  у мыслителей древнейших времен. Цицерон  определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа)6.

Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, И. Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных правовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углубляются, становятся более широкими и точными.

Известный русский  юрист Н.М. Коркунов считает, что  государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми7. Б.А. Кистяковским было предложено следующее определение: государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и первичной, т. е. ни от кого не зависимой, властью8. В этом определении усматриваются идеи народного суверенитета, мысли о правовом государстве, что для того времени было прогрессивным шагом в понимании государства.

После 1917 г. в  отечественной юридической литературе на долгие годы утвердился односторонний  подход к данному вопросу. Государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая аппаратом принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия9. Подобные оценки и характеристика исходили из ленинского положения о государстве как о машине для поддержания господства одного класса над другим (В.И. Ленин). Это определение государства на долгие годы стало и для юридической науки советского периода руководящим и направляющим.

Однако уже в 60-х годах XX столетия советским политикам и юристам стало ясно, что требуются новые подходы к пониманию и определению государства. В СССР появляется и обосновывается идея общенародного государства, которое никак нельзя было именовать «машиной для поддержания господства». Было решено, что характеристика государства как «машины» относится лишь к эксплуататорским государствам и частично к государству диктатуры пролетариата10.

Новые возможности  для всестороннего анализа и  уяснения подлинного смысла государственной  организации общества и понимания  государства появились в 90-х годах ХХ века. Наряду с классовым подходом к определению государства предлагается общеконцептуальный подход, обусловливающий возможность более широкой и общей характеристики сущностных признаков государства. В этой части российская юридическая наука вписывается в единое общечеловеческое понимание государства, поскольку использует не только труды классиков марксизма-ленинизма, но и достижения юридической науки в целом.

Государство определяется как особая организация публичной власти одного класса, блока классовых сил, социальной группы, всего народа, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения и являющаяся официальным представителем общества, руководящая им и обеспечивающая его интеграцию11. Государственный аппарат тем не менее отделен от общества и не совпадает с ним, в определенных ситуациях являясь антиподом обществу, довлеющим над ним, что порождает серьезные противоречия между обществом и властью. В других обстоятельствах общество является системой, в которую государственный аппарат вписывается достаточно естественно, действуя адекватно общественным потребностям и интересам. Такое общество считается сильным гражданским обществом, а государство — правовым. К сожалению, примеров подобного взаимодействия немного.

Близкой к  приведенному определению государства  является и позиция других авторов: государство — суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций12.

В двух последних  определениях внимание обращается на такое важное качество государства, как его общесоциальная предназначенность. То, что многие годы в определениях государства отсутствовала эта  его качественная характеристика, а упор делался лишь на классовый характер государства, было не совсем правильным, поскольку обеднялась истинная ценность государства. Его природа, сущность и социальное назначение характеризовались односторонне и, если оценивать их с научной точки зрения, в конечном счете искажались13.

Нельзя не отметить, что определения понятия  государства в российской юридической  литературе, несмотря на некоторые  расхождения, в последнее время уже не столь различны. В.Н. Хропанюк определяет государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом14. А.Г. Хабибулин считает, что государство — прежде всего средство социального компромисса, механизм управления делами общества15. М.И. Байтин, исходя из двуединой природы государства — классовой и общечеловеческой, предлагает следующее определение: «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»16.

На наш взгляд, следует  согласиться со следующим определением: «государство — это исторически  сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это такой институт общества, который в границах определенной территории в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития организует совместную жизнь людей, обеспечивает поддержание необходимого социального порядка. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества»17.

1.2. Происхождение государства

Государство обязано своему происхождению обществу и развивается вместе с обществом. Свойства, формы, функции государства историчны, во многом обусловлены особенностями отдельных типов культур и цивилизаций.

Разные подходы  к определению понятия государства  в истории политико-правовой мысли отражают разницу в понимании проблемы происхождения государства. Существует много теорий (концепций) происхождения государства: от в известной мере мифологизированных и религиозных теорий древности и средневековья до преимущественно светских (рационалистических) концепций нового и новейшего времени18.

Информация о работе Природа и социальное назначение государства