Природа и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование природы и социального назначения государства. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:
изучить понятие, генезис и сущность государства;
выяснить социальное назначение государства;
дать характеристику современного социального государства;
проанализировать правовое регулирование социальной деятельности государства.

Содержание

Введение 3
1. Природа и сущность государства 6
1.1. Понятие государства 6
1.2. Происхождение государства 11
1.3. Сущность государства 13
2. Социальное назначение государства 17
2.1. Характеристика социального государства 17
2.2. Правовое регулирование социальной деятельности государства 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Природа и социальное назначение государства.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

В Новое время  широкое распространение получила теория договорного образования  государства (теория общественного  договора), актуальная и в наши дни, так как соответствует идее правового государства. В рамках этой теории государство рассматривается как «союз свободных людей», как результат договора между людьми, «заключенного ради соблюдения права и общей пользы». Договорная теория происхождения государства основана на естественно-правовой концепции, на признании естественных прав человека19. Идея общественного договора в современных условиях воплощена в конституциях, особенно принятых в порядке референдума (например, в Конституции РФ 1993 г.).

В истории человеческого  общества первые государства были рабовладельческими. Однако в некоторых странах возникали  не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий этих стран.

Общество в своем  историческом развитии проходит несколько  этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти.

В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием  насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признаются основные права и свободы человека и они не получают законодательного закрепления.

С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться  производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некоторые права и свободы личности и закрепляет их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т.е. как политико-территориальную и структурно организованную форму общества. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

С середины XX в. многие развитые страны в своем законодательстве закрепляют институт основных прав и свобод человека и создают механизмы их защиты. Государства в этих странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления.

С конца XX века в научной литературе популярен так называемый многофакторный подход к вопросу о возникновении государства, в соответствии с которым процесс образования государственности в обществе рассматривается как результат действия целой системы причин и условий. Однако на первый план выходят антропологические причины, социальная природа человека и, следовательно, общественное согласие в вопросах права и государства, т. е. договор всех вместе и каждого в отдельности (Дж. Локк) об учреждении государства для обеспечения естественных прав человека. Договор (конституция), таким образом, выступает средством социальной легитимации государства, права, порядка отношений между людьми20.

1.3. Сущность государства

В советской  и российской юридической науке  сущность государства долгое время рассматривалась только с классовых позиций. Мысль о государстве как об инструменте урегулирования классовых противоречий; организации, удовлетворяющей интересы всех или большинства социальных сил; надклассовой организации; инструменте классового компромисса и т. п. не допускалась. Исключением являлось только советское общенародное государство, которое считалось государством всего народа, политической организацией власти дружественных классов (рабочих и колхозного крестьянства)21.

Говоря о сущности государства, нельзя не отметить, что государство прошло большой исторический путь развития (примерно 5 тыс. лет). Естественно, за этот период сущность государства совершенствовалась, претерпевала изменения в соответствии с изменениями экономических, политических и идеологических структур общества.

Положение марксистской теории о том, что государство — это организация власти господствующего класса, орудие диктатуры класса, стоящего у власти, было правильным для характеристики многих исторических типов государства, просуществовавших несколько тысячелетий. Государства возникали, в основном, по сходным экономическим и политическим причинам. Экономически господствующий класс оформлял и свое политическое господство в форме государства. Так, государство в рабовладельческой формации не могло не быть аппаратом поддержания власти класса рабовладельцев, т. е. не могло не быть орудием его диктатуры. Рабы были лишены не только средств производства, но и возможности участвовать в осуществлении власти. «Раб у власти» — такая мысль не могла прийти в голову ни одному рабовладельцу ни в Афинах, ни в Спарте, ни в Риме. У Аристотеля это — «говорящие орудия»; у римлян — «говорящий инструмент» (наряду с молчащими и мычащими). Правильной была сущностная характеристика рабовладельческих, феодальных и раннебуржуазных государств как «машины для поддержания господства одного класса над другим» (В. И. Ленин), как «орудия господства меньшинства над большинством» (К.  Маркс, Ф. Энгельс).

При помощи государства  господствующие классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат) обеспечивали сохранение существующего экономического и политического строя, выгодный для себя режим властвования.

Сущностью государств, где  осуществлялось господство одного класса над другим, где большинство населения было лишено средств производства, политических прав и свобод, не имело возможности участвовать в делах государства, в формировании органов государственной власти, являлась диктатура господствующего класса. В рабовладельческом государстве это была диктатура рабовладельцев, в феодальном — феодалов, в раннебуржуазном — буржуазии, в пролетарском — пролетариата.

Диктатура — это власть, не ограниченная никакими законами. «Диктатура есть государственная власть, опирающаяся непосредственно на насилие» (В.И. Ленин). Государство, сущностью которого является диктатура одного класса, — это политическая организация, оформляющая господство, преимущество этого класса над другими слоями населения, это комитет по управлению делами этого класса, орган охраны и защиты его интересов, орудие подавления недовольных, восставших, неподчиняющихся и т. п.

Сущность государства  не остается неизменной. Во-первых, менялись классы, политическим орудием которых было государство, а с изменением места класса в историческом процессе менялась и сущность государства. Даже беглый сравнительный анализ, например, рабовладельческого и раннебуржуазного государств, показывает огромную разницу между ними в самых существенных характеристиках. В первом случае власть господствующего класса осуществлялась над бесправным рабом, во втором — над свободным рабочим. Не случайно именно в буржуазном обществе начались перемены, повлекшие за собой серьезные изменения самой сущности государства.

Во-вторых, изменялись социальные условия существования  классов, политические отношения между  ними. Обращаться со свободным человеком  так, как с рабом, невозможно в  принципе. Государства, сущностью которых была диктатура одного класса (буржуазии), постепенно перерастали в государства, сущностью которых становились социальное партнерство, социальный компромисс и социальное согласие. То же самое произошло и с государством диктатуры пролетариата. Несмотря на то, что разработке идеи этого государства было отдано столько интеллектуальных усилий выдающихся личностей, оно через несколько десятков лет переросло в общенародное государство — политическую организацию власти всего народа, т. е., по сути, перестало быть государством диктатуры одного класса.

Общим у государства диктатуры буржуазии и государства диктатуры пролетариата является то, что это переходные, временные по своей исторической миссии государства, т. е. их сущность — диктатура одного класса — не раз и навсегда данное явление. С изменением экономических, политических, социальных условий внутри общества необходимость в диктатуре отпадает. Ей на смену приходит иная сущность государства — согласованное, совместное, компромиссное существование классов, острые противоречия между которыми постепенно исчезают, взаимосуществование упрощается, антагонизм остается в прошлом. Однако все эти процессы проходят нелегко и непросто. Процесс изменения сущности государства обусловлен серьезными причинами.

Во-первых, исчезают классы в их марксистско-ленинском понимании (отношение больших групп людей к средствам производства).

Во-вторых, серьезные изменения  происходят в определении места человека в обществе, в системе производства и распределении. Учение о непримиримости классовых противоречий терпит крах. Государство из орудия насилия превращается в организацию, разрешающую противоречия в цивилизованных формах, выступает в качестве инструмента легитимной власти, деятельность которой уже не чужда большей части общества. Государство становится активным и необходимым посредником в социально-дифференцированном обществе, сохраняющем противоречия по многим вопросам экономической, политической, социальной жизни. На первое место в такой ситуации выходит не насильственная, классовая, а социальная предназначенность государства.

Социальное  назначение государства заключается  в том, что это такая организация  политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение  общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»22.

 

2. Социальное назначение  государства

2.1. Характеристика социального  государства

Ключевым  словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений, является понятие «социальное». «Социальное» — это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Эта совокупность выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей — социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др23. «Социальное» — исходная категория социологических наук, их связующее звено. В отличие от общественного (принадлежащего всему обществу) «социальное» характеризуется особыми свойствами и признаками:

  • осознание целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;
  • формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и общностей;
  • утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и слоев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;
  • развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества (социальной справедливости);
  • совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и другие черты и особенности.

Понятие «социальное  государство» впервые появилось  в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия. Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.

В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой  войны. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного — условие и следствие развития другого.

В теоретическом  плане концепция государства  всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами — экономический рост.

Информация о работе Природа и социальное назначение государства