Природа и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование природы и социального назначения государства. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:
изучить понятие, генезис и сущность государства;
выяснить социальное назначение государства;
дать характеристику современного социального государства;
проанализировать правовое регулирование социальной деятельности государства.

Содержание

Введение 3
1. Природа и сущность государства 6
1.1. Понятие государства 6
1.2. Происхождение государства 11
1.3. Сущность государства 13
2. Социальное назначение государства 17
2.1. Характеристика социального государства 17
2.2. Правовое регулирование социальной деятельности государства 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Природа и социальное назначение государства.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX — в начале XX в. Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, и только потом — государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.

П.И. Новогородцев считал социальное реформирование общества необходимым обеспечением каждому  права на достойное человеческое существование. В 1909 г. он в работе «Кризис современного правосознания» писал: «Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ»24.

Социальные  функции государства по-разному  определяли известные российские ученые. С.С. Алексеев отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями»25.

При разработке самого понятия «социальное государство», вытекающего из выбранной модели развития, его нельзя прямо переносить ни на западные, ни на российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности. Нужно «учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия...»26.

Сегодня различные  авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство». «Социальное государство — способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими... Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией»27.

«Социальное государство — это такая форма  организации общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественным правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением, т.е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат»28.

«Социальное государство — правовое демократическое  государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения»29.

«Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты»30.

Социальным  «называется государство, которое  берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»31.

«По-настоящему социальным государство может стать  и быть при равновесии сил политического  действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства»32.

«Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства... Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане»33.

Таким образом, социальное государство — самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь. Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.

Социальную  ориентацию могут иметь и государства, которые пока не в состоянии в полной мере решать современные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно называть современную Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Первый этап — начальный — ориентировочно может проходить в течение 5 лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап — переходный — может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Третий этап включает период стабильного функционирования и развития социального государства — после 10-15 лет становления социального государства34.

Таким образом, современное социальное государство  — это институт, направленный на организацию нормальной жизни и  развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов  всех населяющих его граждан и  народов, орудие решения споров и  конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.

2.2. Правовое регулирование социальной  деятельности государства

Концепция социального  государства и правовое регулирование  его различных сторон - проблема многоаспектная, и нормы, относящиеся к его элементам, содержатся во многих актах конституционного (целевое назначение), административного (регулирование деятельности учреждений социальной поддержки), трудового (отношения работников и работодателей) и других отраслей права, в том числе процессуального (особый порядок рассмотрения некоторых дел, касающихся, например, заработной платы или алиментных отношений. В настоящее время термин «социальное государство» содержится во многих новых европейских конституциях.

Одно из основных положений, которое вошло в конституции в связи с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет такого положения, но оно содержится в ст. 27 Трудового кодекса РФ. В ней говорится о формах осуществления социального партнерства. Эти положения касаются преимущественно трудовых отношений. С позиций конституционного права вопрос о социальном партнерстве ставится с более широких позиций. Сюда относятся: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями (профсоюзами, объединениями работодателей), по экономическим вопросам, политических партий по принципиальным вопросам жизни общества. Сюда же относятся: принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов и соответствующие процедуры, а также участие различных слоев населения в решении общенациональных задач35.

Конституционный постулат социального государства - социально-экономическое равноправие  индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей, по крайней мере в обозримом будущем, вряд ли достижимо, а физическое равенство просто невозможно: каждый человек имеет свои особенности – один сильнее, другой слабее, - и никакое государство не в состоянии уравнять их. Свою специфику имеют социальные и национальные общности, так как они не могут быть одинаковыми, иначе не будет развития общества. Поэтому на данной стадии речь, видимо, может идти исключительно о социально-экономическом равноправии в социальном государстве. Оно заключается в том, чтобы предоставлять равные социально-экономические возможности индивидам и общностям в соответствии с их статусом в обществе. Это могут быть не совсем одинаковые возможности для разных групп лиц. Но в каждой из групп и общностей такие возможности должны быть одинаковыми для всех. Это и обеспечивает основу социального государства, одновременно расширяя названные возможности в целях выравнивания. Таково главное направление деятельности социального государства в данной сфере общественной жизни.

Еще один постулат – социальная справедливость. Конституция  РФ детально его не раскрывает, но он присутствует в законах об общественных объединениях, о политических партиях, главным образом для того, чтобы сказать: требования социальной справедливости не являются разжиганием социальной розни, запрещенной ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. На деле этот принцип имеет более широкое содержание, так как включает в себя много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах36.

В большинстве  стран к этому принципу относится  установление законом «потребительской корзины» - прожиточного минимума, который  должен быть обеспечен государством. Он рассчитывается государственными органами в виде необходимого для жизни набора товаров и услуг, а затем фиксируется в денежной сумме (с периодической индексацией.

Социальная  справедливость предполагает установленный  законом минимальный размер оплаты труда - МРОТ (прежде всего, заработной платы), ниже которого труд оплачивать нельзя. Социальная справедливость тесно связана с решением вопросов инфраструктуры: образования, медицинского обслуживания, жилья.

Социальное  государство - социально-регуляционное государство. Давно прошли времена, когда либеральная концепция рассматривала государство только как охранника правопорядка. Теперь мы видим, что оно активно вмешивается в вопросы экономики, регулирует социальные отношения, политическую систему, культуру, духовную жизнь общества. Жизнь свидетельствует о существовании многообразных способов регулирования современным государством различных сторон общественной, а иногда и личной жизни, если отношения приобретают государственное значение (например, отношения в семье). Государственное прогнозирование и планирование - важнейший элемент социально-регуляционного государства - впервые появилось в странах тоталитарного социализма, но тогда оно имело директивный характер. Теперь стала распространенной форма индикативного, ориентирующего планирования, принятая в большинстве стран.

Современное социальное государство выступает  как социально-политический арбитр в обществе. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения труда и капитала, роль политических партий, способы мирного давления на государственную власть. Трехсторонние соглашения (предпринимателей, профсоюзов и правительства), коллективные договоры и др. - обычное явление во многих государствах мира. Законы государства регулируют проведение публичных мероприятий: собраний, митингов, демонстраций и пр., - охраняя от насильственных действий противников законные собрания (в том числе антиправительственные).

Нужно отметить, что современное социальное государство – это технократическое и технологическое государство. Влияние, «власть» профессионалов (технических и иных специалистов) объясняется тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Появилась необходимость просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны высококвалифицированные специалисты, экспертная роль которых и их влияние на принятие властных решений государственными органами неуклонно растет. Отсюда возникает проблема особой подготовки государственных и муниципальных «управленцев», развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и парламентами.

В Конституции  РФ в ст. 7 социальное государство  связано с понятием «достойная жизнь» и свободным развитием личности. Последнее обеспечивается не только экономическими и социальными показателями, но и многими иными условиями политического характера, состоянием духовной сферы жизни общества, существующего правового режима. Такие факторы больше относятся к другим сторонам государства (демократического, правового и др.), но несомненна и их связь с подлинным (а не только декларируемым) социальным государством.

В процессе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит  праву, которое выступает как  фактор прогресса и благодаря своим регулятивным качествам вносит в социальную жизнь организованность и порядок. Отечественная правовая наука в последние годы во многом переосмыслила известные, устоявшиеся правовые категории и находится в процессе постоянного выявления и поиска новых, нетрадиционных, путей исследования базовых и отраслевых аспектов права. Проведенные за последние десятилетия исследования в различных отраслях права, обусловленные возможностью приобщения к накопленному в этой сфере зарубежному опыту, дают ориентиры для обоснования новых идей. Одна из них, привлекающая достаточно серьезное внимание ученых, — идея формирования отрасли социального права.

Информация о работе Природа и социальное назначение государства