Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – представление и анализ правонарушений.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
проанализировать литературу в соответствии с темой исследования;
дать общую характеристику правонарушения: раскрыть понятие, виды, состав;
выделить новые виды правонарушений;
раскрыть проблему видов правонарушений в административном, гражданском и уголовном праве.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общая характеристика правонарушения ……………………………...5
Глава II. Проблема видов правонарушений в административном, гражданском и уголовном праве ……………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………………………………...31
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Общая характеристика правонарушения ……………………………...5
Глава II. Проблема видов правонарушений в административном, гражданском и уголовном праве ……………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………………………………...31
Введение
Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескьё, Г. Гегель, И. Кант, социалисты-утописты T. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, юрист Ч. Беккариа, мыслители и писатели Вольтер и Ж.Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс. На сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Явно недостаточны и те практические усилия, которые тратит наше общество на предупреждение правонарушений и борьбу с ними.
Иными стали и совершаемые в нашей стране правонарушения. Во-первых, среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Если ранее среди рассматриваемых судами дел две трети были гражданскими и трудовыми и только треть — уголовными, то в настоящее время удельный вес уголовных дел значительно возрос. Это говорит о том, что среди правонарушении начинают доминировать не проступки, а преступления. Преступления при этом становятся исключительно циничными и жестокими, нередко сопровождаются истязаниями и пытками жертв.
Во-вторых, резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Ими в большинстве своем совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения.
В-третьих, появились новые виды правонарушений, которые ранее наша страна не знала либо они были единичными.
Предметом исследования данной работы является правонарушения в административном, гражданском и уголовном праве.
Цель исследования – представление и анализ правонарушений.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: специально-юридический метод, который состоит в применении в методологической функции специальных юридических понятий и конструкций; системный метод, который позволил системно изложить установки исходной концептуальной схемы постановки проблемы.
При подготовке к данной теме были проанализированы точки зрения следующих авторов: В.К. Бабаевой, М.Н. Марченко, В.Д. Перевалова, В.О. Лучина, Н.В. Фролова, В.А. Нерсесян, занимавшихся данной проблематикой.
Также при написании работы использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об Административных правонарушениях и т.д.
Структура
курсовой работы отражает логику, содержание
и результат исследования. Настоящая работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы. В первой главе раскрыто
понятие правонарушения, раскрыты существенные
признаки и состав правонарушения. Во
второй главе раскрыта проблема видов
правонарушений в административном, гражданском
и уголовном праве. Отдельно выделен такой
аспект, как конституционный деликт.
Глава I. Общая характеристика
правонарушения
Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом1.
Предложенное определение указывает на следующие существенные признаки правонарушений.
1. Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества.
2. Правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность — это внутренний признак правонарушений, то противоправность — их внешняя черта, означающая, что правонарушение — это деяние, направленное против права, совершенное вопреки ему. Общественная опасность правонарушений обусловливает их противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами. Противоправность — юридическое выражение общественной опасности деяния.
3.
Правонарушения совершаются
4.
Правонарушение — это
Идея о том, что человек отвечает только за свои поступки, а не за убеждения, за намерения, была обстоятельно изложена Гегелем в «Философии права». Позже К. Маркс выразил ее словами «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом... Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония».
5. Правонарушение — это виновное деяние. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может, хотя внешне оно и противоречит существующем правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).
Совершаемые в нашей стране правонарушения крайне неоднородны. Однако все их можно разделить на две группы: преступления и проступки.
Преступления — наиболее тяжкий вид правонарушений. Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.
Преступления и проступки следует четко разграничивать, ибо это связано с видом и размером наказания — наиболее болезненной социально-правовой мерой. Различаются они степенью общественной опасности. Это достаточно определенный и полный критерий разграничения преступлений и проступков, предложенный юридической наукой и практикой. Преступления обладают большей общественной опасностью, нежели проступки.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии.
а) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Это прежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства, установленный в нем порядок управления и др.
Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие менее значимы, а потому посягательство на них признается законодательством не преступлением, а проступком.
б) Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет — проступком.
Например, ст. 166 КоАП1 признает самоуправство (самовольное, с нарушением установленного законом порядка осуществления своего действительного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям. В случае же причинения этим субъектам существенного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступлением (ст. 330 УК РФ)2.
в) Способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) — это административный проступок (ст. 85 КоАП). Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.
Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополнится в этом случае новым состав преступления.
г) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические норм становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, - это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 157 УК РФ)1.
На общественную опасность личности указывают также неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или н наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные.
К иным относятся, например, проступки, предусмотренные финансовым, земельным и иным законодательством.
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП)1.
Административный
проступок — нарушение
Дисциплинарный проступок — нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. В трудовом законодательстве за совершение дисциплинарного проступка предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.
Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, снижении в классном чине, воинском или специальном звании др. Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо — руководитель.
Информация о работе Проблема видов правонарушений в административном, гражданском и уголовном праве