Проблема взаимодействия права и морали в правоприминении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание

Отношения в обществе регулируются различными социальными нормами, и особая роль среди них принадлежит праву и морали. В формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит именно этим нормам, являющимися важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, которые целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и совершенствование.

Работа состоит из  1 файл

КР общая теория Г и П сайт.docx

— 64.72 Кб (Скачать документ)

Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны,  более  того,  можно  говорить  о глубоком взаимопроникновении  права и морали. Они  дополняют   друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В  регулировании  общественных  отношений  право также  взаимодействует  с  моралью.  При  уяснении  содержания  правовых  норм  необходим  не  только  их  всесторонний  анализ  с  учетом  требований  идей  правосознания  общества, но  и  выявление  взаимосвязей  норм  права  с  принципами  и  нормами  морали, с  нравственным  сознанием  общества. Применение  норм  права  требует  проникновения  в  нравственную  оценку  жизненных  отношений, обстоятельства  по  конкретному, юридически  значимому  делу. Анализ  моральных  отношений  необходим  при  рассмотрении  брачно-семейных, а  также  многих  гражданских  и  уголовных  дел. Как  форма  общественного  сознания, система  отношений  и  норм -  мораль  зародилась  раньше  политической  и  правовой  форм  сознания, раньше  государственной  организации  общества. Обычаи, мораль  регулировали  взаимоотношения  людей  в  первобытнообщинном  строе. В  морали  выражены  представления  людей  о  добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы  морали – продукт  исторического  развития  человечества. Они  сформировались  в  борьбе  со  злом, за  утверждение  добра, человеколюбия, справедливости, счастья  людей. На  развитие  морали  оказывают  воздействие  социально-политические  отношения, другие  формы  общественного  сознания. Моральные  принципы  и  нормы  в  значительной  мере  определяются  также  социально-экономическими  условиями  жизни  общества. В  развитии  человечества  отмечается  нравственный  прогресс, возрастание  нравственной  культуры. Однако  нравственное развитие  человечества  претерпевает  определенные  противоречия. Общечеловеческое  в  морали  сталкивается  с  проявлениями  группового  морального  сознания, происходит  взаимодействие  общечеловеческого  и  классового.  Значительное  влияние на  мораль, на  утверждение общечеловеческих  норм  в ней оказывает религия. Общечеловеческое  содержание  нравственности  обрело  выражение в «золотом  правиле»: «поступай по  отношению к другим  так, как ты  хотел бы, чтобы они поступали по  отношению к тебе». Принцип морали - это основные  начала, исходные  требования, охватывающие  общественную  и личную  жизнь человека. Они конкретизируются  в виде  норм, регулирующих  поведение людей в определенных  жизненных ситуациях. Нормы морали  тогда становятся  действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются  в его самосознании, приобретают качество  убеждения, сливаются с его чувствами.

История  развития  цивилизации  свидетельствует, что право  и  мораль  как  составные  части  культуры  общества  органически  связаны  друг  с  другом. Правовая  система  государственно-организованного  общества  закрепляет  жизненно  важные  для  всего  общества  требования  морали,  нравственную  культуру  населения  страны, исходит  из  того, что  нравственная  основа  права  является  важной  составной  величиной  общей  регулятивной  потенции  права, что  право  должно  быть  нравственным, законы  должны  быть  справедливыми  и  гуманными.

Величайшую  нравственную  ценность  представляют  собой  основные  права  человека – юридическое  выражение  его  свободы  и  достоинства. Фактическая  реализация  этих  прав  является  условием  обретения  человеческого  счастья, ибо  права  человека  по  существу  есть  его  устремление  к  счастью, признанное  законом. На  тесную  взаимосвязь  права  и  морали  указывают  исторические  памятники  права  Древнего  мира, средних  веков  и  нового  времени. Об  этом  свидетельствует  применение  морально-этических  понятий  в  оценке  содержания  законов, других  источников  права. Одно из древних изречений  «Право  есть  искусство  добра  и  справедливости»  раскрывает  органическую  связь  права, юстиции  и  морали.

 На  действие  норм  морали  оказывают  влияние  весь  уклад  жизни  общества, само  социальное  общение  индивидов.  Учреждения  культуры  воспитывают   граждан  в  духе  правового   и  нравственного  сознания. Активную  роль  в  воспитании  нравственной  культуры  личности  играет  положительный  пример  сограждан, способствующий  тому, что  требования  общественной  морали  становятся  убеждением, составной  частью  самосознания, жизненной  позиции  человека. Вместе  с  ростом  сознательности  граждан  возрастает  эффективность   правового  регулирования   общественных  отношений, выполнение  требований  ном  права  воспринимается  гражданами  как  долг  перед   обществом  и  государством, расширяется  и  углубляется   взаимодействие  права  и   морали.

Право  в  целом  соответствует  моральным  взглядам,  убеждениям  народа.  В  жизненных  обстоятельствах  возникают  определенные  противоречия  между  правосознанием  и  моральным  сознанием  общества,  отдельных  социальных  групп,  «столкновения»  между  нормами  морали  и  права.  В  том  случае,  когда  нормы  права  приходят  в  противоречие  с  общественным  мнением,  требованиями  нравственности,  долгом  компетентных  государственных  органов  является  принятие  необходимых  мер  по  совершенствованию  правового  регулирования.  Практика  жизни свидетельствует,  что  противоречия  между  правом  и  моралью  имеются  в  регулировании  имущественных,  семейных,  трудовых  отношений.

  Противоречия  между  правосознанием  и  моральным  представлением  могут  быть  в  определении   преступления,  административного   проступка,  мер  уголовной,  административной,  имущественной   ответственности. 

Рассматривая взаимоотношения  права и морали, можно отметить, что все правовое подлежит моральным  оценкам, и классифицировать это  в категориях добра и зла. Такое  оценочное отношение – одна из форм связи правовых отношений, так  как эти отношения затрагивают  коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным  оценкам.

Единство права и морали в  цивилизованном обществе сводится к  утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их установлению и упрочнению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право принуждает), тем не менее, они преследуют общую цель.

 

Заключение

Рассмотрев основные аспекты понятий  права и морали, их общие и отличительный  черты, отвечаем на главный вопрос о  проблеме взаимодействия права и  морали в правоприменении.

С одной стороны право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. И в этом их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции России, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов в конечном счете - одни. В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.

Сегодня моральные основы нашего бытия  подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление  этих явлений - важнейшая предпосылка  социального и духовного возрождения  России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень  непримиримости к ним людей, которые  хотели бы видеть юридические и моральные  рычаги более действенными и результативными.

Право и мораль плодотворно "сотрудничают" в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных  формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных  ситуаций, противоправных действий, а  также личности правонарушителя. Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства; понятий цинизма, корысти, стяжательства, "низменных побуждений", выступающих мотивами многих правонарушений.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.

С другой стороны, тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение.

Следует сказать, что оптимальное  совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой  во всех правовых системах. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается - противоречия неизбежно  сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять  полностью.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже  в их специфике, в том, что у  них разные методы регуляции, различные  подходы, критерии при оценке поведения  субъектов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих  в ней ситуаций, появлением новых  тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, менчивостью социальных условий и т.д.Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Право и мораль - не антиподы, а "соперники", они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве нередко происходят "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже.

 

 

 

Библиографический список:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 595 c.
  3. Калясина, Н.А. Взаимодействие морали права в современном российском обществе: этический анализ : дис. … канд. филос. наук : 09.00.05 / Наталья Александровна ; Шуя. гос. ун-т.- Шуя, 2008. – 196 л.
  4. Лазарев, В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В.Лазарев. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
  1. Мальцева, Л.В. Общество: политика, экономика, право / Л.В.Мальцева // Профессионализм как нравственная черта личности (мораль и право).-2010.-№2.- С. 45-47.

  1. Рассолова, В.О. Теория государства и права/ Рассолова, В.О. Лучина,Б.С. Эбэеева. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 640 с.
  2. Сытюгина, В.А. Юридическая наука / В.А.Сытюгина // Взаимосвязь и взаимовлияние политики и морали.-2011. -№1. – С. 73-76.
  3. Чуб, Т.Ф. Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена / Т.Ф.Чуб // Политика и мораль в современном мире.-2006. -№20. – С. 81-84.

 

 

Задание 2.

Проанализируйте и раскройте  содержание конституционных принципов  правового статуса человека и  гражданина в Российской Федерации (ст.ст. 13, 15, 18; ч. 2 ст. 17; ч. 2 ст. 55; ч. 3 ст. 17; ст. 2, ч. 4 ст. 15 и другие).

Статья 2

Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —  обязанность государства.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в статье 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности — один из важнейших принципов такого государства. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их предусмотрена во всех главах Конституции. Таким образом, ст.2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

Статья 13

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
  4. Общественные объединения равны перед законом.
  5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Информация о работе Проблема взаимодействия права и морали в правоприминении