Проблема взаимодействия права и морали в правоприминении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание

Отношения в обществе регулируются различными социальными нормами, и особая роль среди них принадлежит праву и морали. В формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит именно этим нормам, являющимися важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, которые целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и совершенствование.

Работа состоит из  1 файл

КР общая теория Г и П сайт.docx

— 64.72 Кб (Скачать документ)

Ч. 1. – В этой части  Конституция закрепляет идеологическое и политическое многообразие как  основу развития общества. Ведь в действительности, наше общество неоднородно, поскольку  в силу различных обстоятельств  экономического, социального, политического  характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов  и других факторов делится на различные  классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно  или неосознанно преследующие общие  цели. Именно многообразие составных  элементов общества образует основу идеологического и политического  плюрализма. Именно идеологическое разнообразие реализовано в социальной практике, оно выступает гарантией демократии, основанной на свободной циркуляции политических взглядов и обсуждении разнообразных политических программ, стоит отметить, что именно политические партии играют существенную роль в обеспечении плюрализма.

Ч. 2. – Именно из признания в Российской Федерации идеологического многообразия (ч.1 ст. 13) плавно вытекает положение, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию.

Ч. 3. - В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интерес основных социальных групп населения. Исходя из этого конституционного принципа государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных программах целей и задач.

Ч. 4. - Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Конституция устанавливает, что все общественные объединения равны перед законом независимо от организационно-правовых форм. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Равенство общественных объединений означает равенство их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Ч. 5 . – Именно в этой части  отмечается, что государству небезразличны  цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые из них могут  действовать в антигосударственных  целях. Согласно этой части запрету подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение  основ конституционного строя;

- нарушение целостности  РФ;

- подрыв безопасности  государства;

- создание вооруженных  формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной  розни. 

То есть круг причин, по которым  создание и деятельность общественного  объединения не допускается, ограничен  на конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов.

Статья 17

2. Основные права  и свободы человека неотчуждаемы  и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление  прав и свобод человека и  гражданина не должно нарушать  права и свободы других лиц. 

Ч. 2 – Конституция определяет основные свойства прав и свобод.

Неотчуждаемость - т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений. Момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Ч. 3. - Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод, поскольку ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Статья 15

1. Конституция  Российской Федерации имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  Российской Федерации. Законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не  должны противоречить Конституции  Российской Федерации.

2. Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и  их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы.

3. Законы подлежат  официальному опубликованию. Неопубликованные  законы не применяются. Любые  нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации являются  составной частью ее правовой  системы. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Ч. 1 , 2. - Высшая юридическая сила Конституции означает ее верховенство над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию РФ. Обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в т.ч. органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Ч. 3. – Естественно для  того чтобы законы исполнялись, они  должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что закон должен быть доведен до всеобщего сведения. Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Кроме того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства РФ, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для всеобщего сведения.

Ч. 4. - Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения  России с зарубежными государствами  и международными организациями. Международные  договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы РФ. В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором.

Статья 18

Права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

Положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, получают свое развитие в нормативных актах, принятых государственными органами. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения статей 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным. Независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих указанные права, государственные органы, должностные лица, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать. Непосредственное действие положений Конституции РФ обеспечивается правосудием.

Статья 55

2. В Российской  Федерации не должны издаваться  законы, отменяющие или умаляющие  права и свободы человека и  гражданина.

Указанная часть 2 ст. 55 исключает  возможность использовать законодательство для исключения из перечня прав и  свобод, провозглашенных Конституцией и актами международного права, которые  Россия приняла обязательство соблюдать.

 

Задание 3.

Статья 7. Принцип  гуманизма  
       1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.  
       2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Анализ  статьи 7 УК РФ, с точки зрения логической структуры.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные  части и связь этих частей между  собой составляют их структуру. Нормы  права делятся на три части: гипотеза - указание на условия, при наличии  которых норма должна осуществляться; диспозиция - определение самого правила  поведения (юридической обязанности  либо правомочия) и санкция - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний  диспозиции.

В нормативно-правовых актах нормы, выраженные в статьях, имеют двухэлементную структуру: гипотезу и диспозицию или гипотезу (диспозицию) и санкцию. Однако это не отрицает того, что норма права состоит  из трех элементов. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один элемент структуры  нормы, это лишь означает, что остальные  элементы ее логической структуры находятся  в других статьях того же или другого  нормативно-правового акта.

Анализ:

часть 1 ст. 7 УК РФ гласит: «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека». Как представляется, в данном случае, гипотеза сливается  с диспозицией.  Ее можно истолковать  следующим образом. Если человек (потерпевший, преступник) попадают в сферу влияния  Уголовного законодательства РФ, то ему  обеспечивается безопасность.

ч. 2 ст. 7 УК РФ гласит: "Наказание  и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей  целью причинение физических страданий  или унижение человеческого достоинства". Гипотеза , т. е. условие применения нормы права, такова: "если лицо совершило преступление и к нему применяются наказание или иные меры уголовно-правового характера". Диспозиция , т. е. само правило поведения, заключается в том, что " наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства". Санкция отсутствует.

 Анализ ст.7 УК РФ, с точки зрения классификации норм права.

Одно из оснований  классификации - это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, административного, уголовного права  и т.п.). В нашем случае – это  уголовно-правовая норма.

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное  государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, связанные с освобождением от уголовной ответственности и  наказания, а также с профилактической и стимулирующей функциями уголовного закона. Уголовно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют общеобязательный характер, адресованы неопределенному кругу лиц, рассчитаны на неоднократное применение и обеспечиваются в случае необходимости принудительной силой государства.

В Общей части  УК РФ существуют декларативные нормы  и нормы-принципы. Анализируемая статья 7 УК РФ, является нормой - принципом.

Принципы всегда представляют собой первичные нормы  права, не выводимые друг из друга, в  них конкретизируется содержание принципов. Нормы - принципы носят императивный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всей совокупностью правовых средств, имеющихся на вооружении у государства.

Что такое гуманизм? Гуманизм – это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства. Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется, прежде всего, путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств.

Охарактеризовав гуманизм как уголовно-правовой принцип, необходимо отметить, что уголовный закон имеет дело не только с жертвой преступления, но и с преступником, который также обладает гражданскими правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. Поэтому некое противопоставление участников уголовного процесса не есть верное решение. Необходимо отметить, что именно отношение к лицу, совершившему преступление, является общепризнанным показателем реализации в уголовном праве гуманистических принципов, а не к потерпевшему.

Анализ статьи по иным классификациям:

1. По отраслевой принадлежности – Уголовно-правовая норма.

2. По способам установления правил поведения - это норма относится к нормам-принципам.

3. По характеру предписаний, содержащихся в уголовно-правовой норме – императивная.

Информация о работе Проблема взаимодействия права и морали в правоприминении