Проблемы инкорпорации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание

Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную систему является одной из основных на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

    Введение   

    Задача  упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную  систему является одной из основных на современном этапе. Долгие годы наше государство, переходя видимые и  невидимые пределы, с помощью  своих властных велений вмешивалось во все сферы общественной жизни, в результате чего был создан фетиш права, когда управление экономикой, производственными и иными отношениями осуществлялось только при помощи правовых предписаний, забывались иные средства воздействия: экономические, моральные и материальные. Такая зарегулированность имела своим следствием увеличение объема законодательства за счет актов подзаконного характера, принимаемых центральными ведомствами.

    Наличие множества устаревших нормативно-правовых актов, не согласующихся с вновь принимаемыми законами, нарушает целостность законодательства. Остро ощущается необходимость в проведении ревизии всего законодательного массива, расчистке его от устаревших норм, противоречий, которые отрицательно сказываются на практике. Анализ судебной практики последних лет свидетельствует о том, что ошибки в деятельности судов зачастую связаны с коллизиями в самом законодательстве, со слабой оперативностью правотворческой деятельности по внесению в него необходимых изменений.

    Актуальность моей исследовательской работы прежде всего связана с активизацией правотворческого процесса в последние годы. И наряду с ее положительными моментами, данная активизация отрицательно сказалась на организации современного российского законодательства, упорядоченность которого оставляет желать лучшего, так как недостаточно отработана его единая, внутренне согласованная система. Имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных правовых актов, многие из которых не приведены в соответствие с Конституцией РФ. До сих пор нормативно не определен круг правовых актов бывшего Союза ССР, сохранивших свое действие на территории России. Нуждается в завершении разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов. Вот почему концепция правовой реформы Российской Федерации устанавливает в качестве первоочередной задачи вопросы систематизации законодательства: упорядочение и обновление его структуры, совершенствование процесса подготовки и принятия законов, создание действенного механизма их исполнения, подготовку общероссийского классификатора правовых актов, издание Свода законов РФ.

    Стремительный рост количества новых нормативных  правовых актов создал опасность  правовой инфляции в стране. В последнее  время в системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей с их разветвленной нормативной базой. Резко активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Федерации. Обозначился процесс формирования двухуровневой инфраструктуры российского законодательства - федеральный и региональный. Такой нормативно-правовой массив требует, прежде всего, инвентаризации и последующей систематизации, в результате чего должны быть выявлены и отменены нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, дублирующие предписания.

    Сказанное определило актуальность и практическую значимость темы. Цель работы заключается в комплексном теоретическом исследовании принципов инкорпорации как вида систематизации российского законодательства, в раскрытии ее сущности, форм, юридической природы, обобщении накопленных по этому вопросу данных науки и практики, выработке научно-практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию принципов упорядочения российского законодательства.

    Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

    - раскрыть понятие и содержание  систематизации законодательства, ее основных видов;

    - установить объективные предпосылки  систематизации- инкорпорации законодательства в России;

    - определить цели, задачи систематизации- инкорпорации нормативных правовых актов;

    - раскрыть понятие, юридическую  природу Свода законов РФ и  показать его роль в совершенствовании  законодательства;

    Методологической  основой работы является диалектико-материалистическое познание объективной действительности. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: сравнительно-правовой, функциональный, комплексный метод и системный подход.  
 
 
 

    Глава 1

    Систематизация  и инкорпорация как единое целое  одного процесса 

    1. Понятие и  виды систематизации
 

    Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют  неодинаковую юридическую силу, несовпадающее  временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.

    Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

    Систематизация  нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм1.

    В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, годятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

    В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную  проблему, поскольку современное  законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

    Каноны  религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где  данные каноны являются господствующими  среди большинства населения  в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

    В настоящее время используются три  основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

    I Кодификация—это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путам глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

    В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь  созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование  определенной области общественных отношений2.

    Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками.

    Во-первых, кодификационной деятельностью  занимаются только компетентные правотворческие  органы на основании конституционных  или других законных полномочий.

    Во-вторых, в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

    В-третьих, кодификационный акт является сводным  актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее  в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.

    В-четвертых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют  в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

    В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые  в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

    Кодификация—это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

    Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

    1.Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

    2. Кодекс—наиболее распространенный  вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

    3. Устав, положение—это кодификационные  акты специального действия, которые  издаются не только законодательными, но и другими правотворческими  органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

    Значительное  число кодификационных актов  в современных государствах не имеют  специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

    II Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

    Особенность консолидации состоит в том, что  она содержит в себе некоторые  черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным  нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

    III Инкорпорация - объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники (собрания) без изменения их содержания3.

    Инкорпорация  допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции. Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники - Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие - представляют собой разновидности инкорпорации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие, назначение, признаки инкорпорации
 

Информация о работе Проблемы инкорпорации в России