Проблемы инкорпорации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание

Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную систему является одной из основных на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)
gn="justify">    Инкорпорация  как форма систематизации законодательства, преследующая цель упрощения использования законодательства, связана с внешней обработкой нормативных правовых актов без изменения их нормативного содержания, т.е. без утраты индивидуальной юридической силы актов. Инкорпорация находит выражение в актах систематизации законодательства, которыми являются собрания и сборники, которые по характеру расположения в них нормативного материала можно разделить на: хронологические (акты располагаются по времени, датам издания), систематические (по тематическим разделам в зависимости от содержания акта с расположением актов по предметному принципу и выстраиванием нормативного материала с учетом юридической силы), по видам нормативных правовых актов (собрание законов, сборник постановлений правительства). Могут сочетаться различные методы расположения материала: разделы подразделяются тематически - по предметному принципу, а акты внутри них - в хронологическом порядке, с возможным выделением их по видам4.

    При реализации данной формы систематизации законодательства особое значение имеют официальные собрания законодательства. В Российской Федерации, например, официальным источником текущего опубликования нормативных правовых актов выступает и одновременно актом систематизации законодательства является «Собрание законодательства Российской Федерации» (аналог — Собрание узаконений и распоряжений правительства в России до 1917 г.). Его издание регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. от 22 октября 1999 г.)5 и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.)6. Собрание законодательства РФ является официальным периодическим изданием, которое выходит еженедельно, и в пяти разделах которого публикуются: (1) федеральные конституционные законы и федеральные законы с указанием наименования, даты принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, подписавшего должностного лица, места и даты подписания, а также регистрационного номера; (2) акты палат Федерального Собрания РФ; (3) указы и распоряжения Президента РФ; (4) постановления и распоряжения Правительства РФ; (5) решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. Разделы данного издания делятся на статьи, в рамках которых помещаются публикуемые акты, и во всех его номерах применяется сквозная нумерация статей, начинающаяся с первого номера в каждом году. При этом оперативное опубликование отдельных нормативных правовых актов осуществляется в «Российской газете» и «Парламентской газете» и не исключает их обязательного официального опубликования в Собрании законодательства РФ. Подобные собрания законодательства издаются и на уровне субъектов РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме официального опубликования в «Российской газете», также публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательством «Юридическая литература», который издается еженедельно.

    Инкорпорация  есть упорядочение нормативных актов  без  переработки содержания норм права,  т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса. Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении,  в приведении в систему действующих нормативных актов. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение  нормативных актов путем  издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом  официального опубликования и  переопубликования  вступающих  в юридическую силу или уже действующих нормативных актов,  а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены  ее  разновидности по  другим основаниям.  Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени  их издания. Это  -  Ведомости Верховного Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся  и  хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых  министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов. Известна также  тематическая  официальная инкорпорация.  Она дает возможность более или менее полно объединить акты,  посвященные  одной теме, сфере  государственной деятельности или отрасли права,  что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом  регулировании и  облегчает  отыскание  и использование нормативных актов в юридической практике.  Например,  Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие  подзаконные нормативные акты.  Неофициальная инкорпорация проводится  различными  организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер7.

    Инкорпорация  представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

    Особенность инкорпорации состоит в том, что  какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

    Вместе  с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

    Инкорпорация  представляет собой объединения  в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания8.

    Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания.

    Нельзя  не исключить из нее пункты, имевшие  временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

    В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

    1. При внешней обработке нормативно  – правовые акты располагаются  в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

    2. Содержание нормативно – правовых  актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

    Инкорпорация  допускает редакционную правку нормативных  актов:

    исключение  положений, утративших юридическую  силу;

    исправление различного рода опечаток, ошибок;

    изложение актов в последней, исправленной редакции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Виды инкорпорации 

    Деление инкорпорации на отдельные виды можно  производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

    Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов),который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное

    Собрание  (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР9.

    Подготовка  официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

    Официозная  инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации10.

    Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

    По  характеру расположения материала  все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

    Хронологическая инкорпорация – это такая форма  систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

    Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

    При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке11.

Информация о работе Проблемы инкорпорации в России