Проблемы пассивного избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:45, творческая работа

Описание

Цель работы – раскрыть основные проблемы избирательного пассивного права и предложить пути решения этих проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Пассивное избирательное право: понятие, сущность, история
развития…………..………………..………..…………………………4
2. Основные проблемы реализации пассивного избирательного
права граждан и пути их разрешения.…………………..…………..9
Заключение……….…………………………………………………..24
Список литературы…………………..……………………………....25

Работа состоит из  1 файл

Избират право на конкурс.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

2) принцип равного  избирательного права означает, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами. Применительно к пассивному избирательному праву принцип равенства означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые возможности для реализации их права избирателя. Для этого необходимо, чтобы:

- любой гражданин имел  равные с другими возможности  претендовать на избрание (с учетом ограничений для пассивного избирательного права);

- все кандидаты обладали  равными правами и исполняли равные обязанности;

3) принцип прямого избирательного права, который предполагает право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов; иногда – верхних плат (США, Италия, Польша); президентов (во Франции, Австрии, Финляндии);

4) принцип тайного  голосования, предполагающий исключение  контроля за волеизъявлением  избирателя;

5) принцип свободного и добровольного участия в выборах (оказывать какое-либо воздействие на гражданина для того, чтобы заставить его участвовать или не участвовать в выборах, запрещено). Каждый гражданин имеет право свободно выражать свои политические взгляды и политические предпочтения; выдвигать и (или) предлагать свою кандидатуру для выдвижения в качестве кандидата или кандидата в составе списка кандидатов политической партии; участвовать в избирательной кампании на равной правовой основе с другими участниками выборов и т.д.

Равенство субъектов  избирательного процесса - кандидатов, избирательных объединений - является залогом конкуренции на выборах, состязательности избирательного процесса. Высказывается мнение о недопустимости предоставления преимуществ кандидатам, выдвинутым политическими партиями, по сравнению с независимыми кандидатами, баллотирующимися по тому же избирательному округу. Вызывает сомнение наделение электоральными преференциями политических партий или их структурных подразделений по сравнению с общественными организациями и движениями, по крайней мере при проведении региональных и муниципальных выборов.

   Анализ первоосновы принципа состязательности кандидатов - альтернативности выборов, показал, что на практике зачастую она становится фиктивной. Это наблюдается при регистрации кандидатом своего «дублера», который выдвигается лишь с целью обеспечения голосования по двум кандидатурам на случай, если все остальные кандидаты откажутся от участия в выборах. Фиктивная альтернативность проявляется также в случае отсутствия реальной возможности быть избранным любому гражданину, кроме заранее известной кандидатуры.

   Итак, нарушение этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.

  Проблема нарушения конституционного принципа равенства граждан при осуществлении ими пассивного избирательного права.

   В настоящее время особое значение приобрел принцип равенства пассивного избирательного права. Все общепризнанные мировые стандарты в сфере прав требуют обеспечения этого, на мой взгляд, самого необходимого принципа. Степень реализации принципа равного пассивного избирательного права является определяющей при оценке не только правового статуса гражданина, но и демократичности политического режима в государстве. Принцип равенства избирательных прав кандидатов, избирательных объединений был и будет, по моему мнению, основным критерием справедливых, честных, демократических выборов, а также легитимности выборных органов публичной власти и должностных лиц. Исходя из этого, значение исследуемого принципа сложно переоценить. Равенство прав граждан быть избранными в органы публичной власти, к сожалению, зачастую не обеспечивается. В обществе вызывает недоумение то, что гражданин, не принадлежащий к какой – либо политической партии фактически неравен в пассивном избирательном праве с другими деятелями власти.    Политические партии сегодня оказались единственным коллективным участником избирательного процесса. Устранив от участия в выборах избирательные блоки и общественные объединения, государство ограничило возможности граждан на выдвижение своей кандидатуры на выборные должности посредством этих общественных институтов. Законодатель, наделяя политические партии избирательной правосубъектностью, распространил на них принцип равенства в избирательном процессе. При этом наметился отход от соблюдения принципа равенства прав беспартийных кандидатов и кандидатов, выдвинутых политической партией.

Проблема лишения  граждан избирательных прав и  свободного голосования. Статья 32 Конституции РФ специально оговаривает возможность лишения граждан избирательных прав. Конкретно речь идет о лишении избирательных прав двух категорий граждан: признанных недееспособными и осужденных к лишению свободы по приговору суда. Причем, одной медицинской справки о психическом заболевании для решения избирательных прав недостаточно - для этого необходимо решение суда. Считается, что норма, записанная в статье 32 Конституции, является необходимой и достаточной, а устанавливать и конкретизировать законами и другими актами механизм лишения граждан избирательных прав неправомерно. По данным Министерства юстиции в России каждый год более двух миллионов человек проходят через следственные изоляторы. Граждане, голосующие во время выборов в стенах следственных изоляторов, находятся под давлением и контролем администрации этих учреждений. Поэтому выборы там никак не могут быть признаны свободными.

С очень большой натяжкой можно назвать свободным голосование в воинских частях. Особенно это касается солдат срочной службы. Поэтому в избирательном законодательстве многих стран военнослужащие (прежде всего срочной службы) лишены активного избирательного права. В России около миллиона человек каждый год находятся в местах лишения свободы и несколько миллионов признаны недееспособными. Возникает вопрос, где хранятся миллионы паспортов этой категории граждан, кто имеет к ним доступ, если паспорта уничтожаются, то где, кем, и когда, контролируют ли этот процесс избирательные комиссии? Можно предположить, что сотрудники Министерства юстиции, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития и других ведомств, имея доступ к паспортам этой категории граждан в сговоре с отдельными членами избирательных комиссий, могут вполне легально голосовать за этих "избирателей". Почему бы и нет? Точно так же можно использовать паспорта этой категории граждан в сговоре с их попечителями. Аналогичная проблема может возникать с паспортами умерших граждан.

Проблема нарушения тайны голосования. Хотя в законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 7 декларируется, что "голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина", на практике при желании всегда можно организовать процедуру выдачи бюллетеней таким образом, что анонимность избирателя не будет гарантироваться. Из-за того, что процедура тайного голосования в законах о выборах детально не описана, анонимность голосования может быть нарушена как в случае использования классической технологии голосования (бумажный бюллетень плюс ящик для сбора бюллетеней), так и в случае использования технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, например, сканеров избирательных бюллетеней. В самом простейшем случае избирательные бюллетени могут быть пронумерованы невидимыми "симпатическими" чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан. Аналогично, при использовании сканеров избирательных бюллетеней может быть установлена миниатюрная фото- или видеокамера, которая во время загрузки избирательного бюллетеня на вход устройства для автоматического голосования будет осуществлять фото- или видеосъемку избирателей с последующим достоверным раскрытием анонимности голосования. На практике, применяемые на выборах в России технологии тайного голосования не позволяют гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.

Избирательные цензы: проблемы применения в демократическом государстве.   Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам. Меня интересуют цензы, устанавливаемые для осуществления пассивного избирательного права.

   1) В большинстве стран мира приобретение пассивного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста – возрастной ценз, так же как и приобретение активного избирательного права. Сравним их.  В настоящее время в большинстве стран активным избирательным правом обладают граждане по достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – 16 лет. Но есть и другие примеры: в Японии возрастной ценз – 20 лет. В ряде стран возрастной ценз для активного избирательного права был снижен до 18 лет сравнительно недавно: в Германии – в 1970г., в США – в 1971г., во Франции – в 1974г., в Италии – в 1975г., в Дании – в 1978г. В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года, и остается таковым до сих пор.

  Что касается пассивного  избирательного права, то его возрастной ценз, как правило, выше. В Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достичь возраста 25 лет, в Сенат – 40 лет; чтобы быть избранным президентом – 50 лет. В Нидерландах пассивным, как и активным, избирательным правом на парламентских выборах обладают граждане, достигшие 18 лет.

   В России существуют следующие возрастные цензы для пассивного избирательного права:

а)для Президента РФ – 35 лет;

б)для депутатов Государственной Думы – 21 год;

в)минимальный возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года.

   Установление максимального предельного возраста для реализации избирательных прав обычно не практикуется, а в ряде государств (в том числе и России) прямо запрещено.

2)  По общему правилу, принятому в большинстве стран, быть избранными в органы власти данного государства, как и избирать, могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены. В отдельных странах закон предоставляет иностранцам ограниченные избирательные права. Например, иностранцам, постоянно проживающим в России, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, если такая возможность предусмотрена международным договором. Что касается лиц с двойным гражданством, то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное. В некоторых государствах уровень пассивного избирательного права может зависеть от срока пребывания в гражданстве данной страны. Так, членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет.

3) Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока. К примеру, в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата; президентом может быть избран гражданин по рождению, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США;

В России ценз оседлости  в отношении активного избирательного права не применяется. В отношении  пассивного избирательного права это  ограничение предусмотрено лишь на выборах Президента РФ: кандидат должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет.

4) Ценз пола заключается  в признании избирательных прав  только за мужчинами. Борьба  за предоставление женщинам равных  избирательных прав с мужчинами  началась в середине XIX века, и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права на выборах всех уровней в 1893 году в Новой Зеландии, а в Европе – в 1906 году – в Финляндии. В России ценз пола был снят в 1917г., при выборах в Учредительное собрание.

Проблема абсентеизма (низкой явки избирателей). Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и деформирует связь государства с народом. Процент избирателей, принимающих участие в голосовании на выборах в России и в других странах, постоянно снижается. Это я могу подтвердить своим опытом. Неоднократно я была задействована во время проведения выборов в избирательной комиссии и год от года на избирательные участки приходит всё меньше людей. Российское избирательное законодательство не содержит в себе механизмов поощрения граждан за участие в выборах или "наказания" за неучастие в выборах. Вместо этого оно предлагает другой, на наш взгляд тупиковый путь решения этой проблемы - снижение нормы (порога) явки избирателей, при котором выборы считаются состоявшимися. Я считаю это неверным шагом. И ещё, в последние годы избирательные компании во все органы власти часто проходят по одному и тому же сценарию. На один и тот же выборный пост претендует добрый десяток кандидатов, часто даже непонятно откуда появившихся. Все кандидаты обещают избирателям "золотые горы' и "молочные реки с кисельными берегами". Иногда одному из этой когорты кандидатов (далеко не самому достойному) удается сладкими речами усыпить бдительность избирателя и по итогам выборов занять высокую должность. В течение всего срока пребывания на этом посту этот горе - руководитель занят только одним. Сам, с помощью своих близких и дальних родственников, друзей-приятелей и прочей сомнительной публики обеспечивает безбедную жизнь для себя, своих детей, внуков, родственников и т.д. Затем, пробыв несколько лет на "хлебной" должности, тихо и незаметно покидает свой высокий пост. А избиратели лишены возможности даже путем референдума, высказать свое мнение об итогах работы такого горе-руководителя или досрочно отозвать его с выборного поста. Народу предоставлено только одно право: безмолвствовать!!!

Информация о работе Проблемы пассивного избирательного права в России