Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:45, творческая работа
Цель работы – раскрыть основные проблемы избирательного пассивного права и предложить пути решения этих проблем.
Введение………………………………………………………………..2
1. Пассивное избирательное право: понятие, сущность, история
развития…………..………………..………..…………………………4
2. Основные проблемы реализации пассивного избирательного
права граждан и пути их разрешения.…………………..…………..9
Заключение……….…………………………………………………..24
Список литературы…………………..……………………………....25
Внедрение механизма - оценки итогов деятельности выборного лица предоставит каждому избирателю право дать свою оценку итогам деятельности любого лица, занимавшего в течение определенного времени выборную должность. Оценка итогов деятельности осуществляется путем проведения референдума с одним вопросом: как вы оцениваете итоги деятельности гражданина Х на выборном посту в течение определенного срока? Референдум совмещается с очередными или досрочными выборами. Он проводится в любом случае, независимо от того, выставляет гражданин Х свою кандидатуру на очередных выборах на следующий срок или нет. Референдум проводится даже в случае смерти этого лица, досрочного ухода в отставку или в случае отстранения от должности и т.д.
Оценки выставляются по принятой в России пятибалльной или иной шкале. Можно привести следующие доводы в пользу проведения такого референдума:
1. Деятельность президента
оценивает не бог, не
2. Каждый уходящий
в отставку президент будет
стремиться поднять свой
3. По Конституции России президент не может избираться более чем на два срока подряд, но если оценки, полученные в ходе референдума высокие, то он "автоматически" зачисляется в кадровый резерв страны. И может быть востребован во время следующих выборов.
4. Такие же опросы-референдумы можно проводить при выборах губернаторов, мэров, глав администрации и т.д.
5. Полученные на таком референдуме хорошие оценки и будут являться самыми надежными гарантиями для уходящих в отставку президентов и других должностных лиц.
6. Граждане России, выбирая Президента, Губернатора, мэра и т.д. оказывают им большое доверие и связывают с их успешной деятельностью на этих высоких выборных постах надежды на улучшение своей жизни. Поэтому если мы действительно живем в демократическом обществе, то избиратели должны иметь право дать хотя бы моральную оценку итогам деятельности руководителя любого уровня на выборном посту.
7. Начать практику оценки итогов деятельности на посту Президента РФ надо с оценки деятельности бывшего Президента РФ В.В. Путина и нынешнего Президента РФ Д.А. Медведева; для чего совместить референдум по этому вопросу с очередными выборами Президента России. Внести в закон о выборах Президента РФ статью об обязательной оценке итогов деятельности гражданина на этом посту. Аналогичную запись внести в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в федеральный закон о референдуме. Если итоги работы любого руководителя, занимающего выборный пост, будут оцениваться на всенародном референдуме страны, региона, города, района и т.д., то можно ожидать, что количество желающих идти во власть только для того, чтобы поправить свое материальное благосостояние, резко сократится.
Выборы и проблема закрепления их в конституции РФ. Уровень совершенства избирательного законодательства любой страны можно оценивать в рамках любых категорий: демократично-недемократично, просто-сложно, быстро-медленно, дешево-дорого, достоверно-недостоверно, и т.д. Но можно оценивать качество избирательного законодательства с позиций его соответствия Конституции этой страны. Если анализировать базовые федеральные избирательные законы России с этой точки зрения, то открывается удивительная картина. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве (избирательной системе). Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно декларируются в ряде статей и глав конституции.
Статья 32 устанавливает право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Эта же статья Конституции специально оговаривает возможность лишения избирательных прав определенной категории граждан.
Статья 60 фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Фактически эта статья предоставляет гражданину право избирать (активное избирательное право) при достижении возраста 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.
Статья 81 провозглашает всеобщее, прямое избирательное право, при тайном голосовании. Но только при выборах Президента РФ. Статья 81 и статья 96 устанавливают срок полномочий Президента и Государственной Думы РФ, что влечет за собой периодичность проведения выборов.
Статьи 81 и 97 вводят избирательные цензы: возрастные для президента РФ и депутатов Госдумы РФ. Статья 97 запрещает депутатам Госдумы некоторые виды служебной деятельности. Статья 81 вводит для Президента РФ ценз осёдлости. Он обязан постоянно проживать в России не менее 10 лет. Заметим, что термин "постоянно проживать" недостаточно четкий. Отдельные элементы избирательной системы России изложены также в статьях 84, 96, 109.
Основные принципы
государственного устройства и
вытекающие из них требования
к концепции избирательной
1. Носителем суверенитета
и единственным источником
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным
выражением власти народа
4. Никто не может
присваивать власть в
Суммируя все вышеперечисленные базовые избирательные законы и статьи конституции, посвященные выборам и избирательному праву, можно сделать вывод, что выборы в России должны проводиться свободно и добровольно, на основе всеобщего, равного, прямого волеизъявления граждан, при тайном голосовании. Но выше было отмечено, что российское избирательное законодательство не устраняет проблему "двойного счета" и, следовательно, на выборах не всегда соблюдается основной принцип демократического голосования: один человек - один голос. Избирательная система не может гарантировать соблюдения анонимности голосования и для некоторых категорий граждан не обеспечивает свободного голосования.
Отдельного разговора заслуживает декларируемый в Конституции принцип прямого волеизъявления граждан (проведение прямых выборов). Важным преимуществом прямых выборов по сравнению с косвенными и многостепенными (многоступенчатыми) является то, что все выборные органы власти непосредственно выбираются народом. Тем самым создается возможность постоянной связи этих выборных органов с избирателями и осуществляется постоянный контроль за их работой, естественно при наличии механизма досрочного отзыва лиц, занимающих выборные должности.
В действительности все используемые в России и в других странах технологии тайного голосования позволяют проводить не прямые, а псевдо-прямые выборы. На самом деле, голосуя, избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования непосредственно за того или иного кандидата (или против всех кандидатов), но в технологический процесс подсчета голосов включается избирательная (счетная) комиссия или некоторое техническое устройство, а в некоторых технологиях и то и другое одновременно (например, в случае голосования с использованием сканеров избирательных бюллетеней или голосования с помощью сети Интернет). При использовании этих технологий избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им конкретного варианта голосования при подведении общих итогов выборов. Как уже отмечалось выше, это право в соответствии с российским избирательным законодательством избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Поэтому красивые и гордые фразы статьи 3 конституции РФ являются чистой воды профанацией. В действительности единственным источником власти в Российской Федерации фактически является "его величество российский чиновник". Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ утверждает: " Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Анализ базовых федеральных избирательных законов на соответствие Конституции, позволяет сделать вывод, что Конституция РФ провозглашает одни принципы организации избирательного права, а все избирательное законодательство Российской Федерации опирается на совершенно другие принципы. Мы имеем факт правовой коллизии: федеральные конституционные законы о выборах не соответствуют Конституции России. То же самое можно сказать про законы о выборах абсолютно всех субъектов Российской Федерации. Из этого грустного факта как следствие вытекают три вывода:
1. Конституция Российской
Федерации была принята
2. Все избранные в соответствии с этим избирательным законодательством органы власти не являются легитимными. Вся законодательная база Российской Федерации (законы, кодексы, указы Президента, постановления правительства, региональных органов власти, инструкции центральных и региональных ведомств и организаций) и другие законодательные документы, принятые после 12 декабря 1993 года, являются нелегитимными, так как все эти законодательные документы порождены нелегитимными органами власти. В частности, нелегитимными являются закон Российской Федерации "О воинской обязанности и воинской службе" и вся эпопея с российской приватизацией. И не это ли причина того, почему иностранцы так неохотно вкладывают инвестиции в экономику России? И будут ли они с большим желанием делать это в дальнейшем? Нелегитимной является вся правоохранительная и судебная система России. Законность приговоров, решений, постановлений, вынесенных нелегитимными судами различных инстанций, и их исполнение, в том числе и содержание под стражей в местах лишения свободы около одного миллиона человек весьма сомнительна.
3. Результаты выборов
любых органов власти в России
(от Президента РФ до главы
сельского административного
Заключение
Итак, мы увидели, что современная избирательная система Российской Федерации несовершенна.
Итоги не одних выборов показывают, что наибольшее число нарушений избирательного законодательства допускается при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты - 37,4%. Причем более половины составляют нарушения порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Наиболее типичные из них - подлог подписных листов (52%). Немало нарушений на этой же стадии избирательного процесса связано и с незаконным отказом в регистрации кандидатом в депутаты - 24%. Следующим по распространенности можно считать нарушения, допускаемые при реализации права на предвыборную агитацию - 19,5%. Около половины из них приходятся на случаи проведения предвыборной агитации в день, предшествующим выборам - 46%. Нарушения, допущенные при голосовании и определении результатов выборов, составляют 17,9%.
Российская избирательная система сориентирована на интересы уже существующих партий. Результаты выборов в последнее время не застрахованы от фальсификации, так как они не предполагают гласного общественного контроля за проведением итогов. Законность избирательного процесса должна быть под постоянным контролем со стороны правоохранительных органов (в первую очередь прокуратуры).
Итак, современная избирательная система Российской Федерации нуждается в освобождении от давления со стороны современных политических партий в пользу демократических принципов. Это первостепенная задача всех нас. Мы, молодое поколение, должны бороться за своё будущее, за будущее в правовом государстве, за светлое будущее! Не надо молчать, не надо бояться! Если не мы, то кто тогда? …
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2010.
2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-М. М.1998.
3.Конституционное право России// Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.
4.КоваленкоА.И. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М.1997.
5.Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.
Информация о работе Проблемы пассивного избирательного права в России