Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 18:27, курсовая работа
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.
Введение.....................................................................................................3
Глава 1. Общие понятия права и государства........................................7-20
§1.Общее понятие права..............................................................................7
§2.Понятие государства и его основные признаки ..................................11
§3.Влияние государства на право. Влияние права на государство.........13
Глава 2. Проблемы соотношения государства и права. Правовой закон. Правовое государство..............................................................................21-35
§4.Проблема соотношения государства и права......................................21
§5.Соотношение права и закона. Проблема поиска критериев для определения понятия “правовой закон”.................................................25
§6.Понятие правового государства. Право и закон - юридические основы правового государства..............................................................................30
Заключение................................................................................................36
Список использованной литературы....................
- Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.
В
современных условиях связывающая
роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая
закономерность: чем точнее право отражает
объективные потребности общественного
развития, тем в большой мере оно связывает
государство. Активность государства
в этом случае не подавляется. Напротив,
она расходуется результативно и исключительно
в интересах общества и отдельной личности.
Только будучи связанным с правом, государство
может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.
Глава
2. Проблемы соотношения
государства и права.
Правовой закон. Правовое
государство.
§4. Проблема соотношения государства и права.
В
данном случае опять же сталкиваются
два различных взгляда и
Характерно, что тот, кто отождествляет право и закон, т.е. - право и государство, определяет право как совокупность изданных государством норм, обеспеченных принудительной силой государства. Так, например, в свете марксистско-ленинской доктрины, для которой характерен классовый подход к анализу всех общественных явлений, “право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке..., применение которых обеспечивается принудительной силой государства”.12 Приведенное определение, выросшее на почве сталинской диктатуры и сформулированное А.Я.Вышинским на I совещании по вопросам советского государства и права в 1938 г., послужило теоретической основой большей части распространенных в советский период определений права.
Теоретической базой этой концепции права стали, в частности, основные тезисы ленинской трактовки соотношения права, закона и государства. Понятие “право” Ленин ставил в абсолютную зависимость от понятия “власть”: по его убеждению, пролетариат после 1917 г. мог позволить себе любую “юридическую возможность”, оправданную “фактическим переходом власти” в его руки. Надо сказать, что проблему соотношения власти и права Ленин решил для себя еще в 1906 г., когда определил ту форму власти, к которой стремились большевики – диктатуру пролетариата – как “неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть“.13
Таким
образом, несложно заметить, что марксистско-ленинский
тезис о социально-
Другой же взгляд или подход к разрешению проблемы соотношения государства и права, а вместе с тем - права и закона основывается на иных постулатах. А именно на том, что право как регулятор общественных отношений считается “по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях.”14
Подобную трактовку проблемы соотношения права и государства, В.А.Четвернин, например, определяет как историко-материалистическую, относящуюся к непозитивистскому типу правопонимания. Государство в этой схеме - “это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории.” Государственный суверенитет, под которым понимается полнота, независимость, исключительность и наибольшая эффективность государственной политической власти, в данной трактовке отражает лишь внешнюю сторону государственности. По своей же сути государство здесь - это организация публичной власти, “производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Это организация власти, вырастающая над гражданским обществом и в соответствии со своим естественноисторическим назначением обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе ему подконтрольная”.15
Понятно,
что при таком подходе
Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, “как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода”.16
В развернутом виде такой подход к праву выражен в исследовании С.А.Емельянова, где автор определяет право как социальный институт, “претендующий на всеобщность и общеобязательность, социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды”.17
Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но само представляется повсеместно связанным правом, ограниченным в своих действиях. Оно воспринимается как институт, который - в результате своей законотворческой деятельности - не столько устанавливает, сколько формулирует право, исходя из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.
Государство является исключительным творцом и источником законов, но отнюдь не права. Оно монополизирует законотворческую, но вовсе не правотворческую деятельность. При таком подходе становится понятно, что закон (как результат процесса законотворчества) и право (как результат процесса правотворчества) далеко не всегда совпадают.
В
соответствии с выводами В.А.Четвернина,
который в целом склонен
Следовательно,
решение проблемы о соотношении
права и государства упирается
в поиск необходимых критериев
для определения того, что есть
правовой закон.
§5. Соотношение права и закона. Проблема поиска
критериев для определения понятия “правовой закон”.
Прежде всего, необходимо решить проблему, что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.20
Следовательно, во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и соответственно с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:
- Каков же критерий правовых законов?
-
Какие законы можно
-
Наконец, существуют ли
Сразу следует оговориться, что, по утверждению российских правоведов, исчерпывающего ответа на этот вопрос не существует.21 В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и не правовых, но все они не являются бесспорными.
Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие “общей воли”, то есть воли всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту “общую волю”. Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.
По
мнению современных исследователей,
эффективность подобного
Информация о работе Проблемы соотношения государства и права