Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы: проанализировать понятие правопонимание, изучить основные концепции правопонимания, рассмотреть современных проблем правопонимания и в постсоветский период.
В ходе исследования были использованы учебные пособия, научные статьи различных авторов.
Введение ……………………………………………………………….……….2
Глава I. Правопонимание в российской теории права ……………………....4
1. Правопонимание в современной российской теории права….....…4
2. Тенденции развития российского правопонимания: интегративность, универсальность, обращение к дореволюционной доктрине, униформизация………...………………………………..………….5
Глава II. Интегративное и коммуникативное правопонимание …………….8
1. Интегративное правопонимание………………..…………………...8
2. Коммуникация и коммуникативное правопонимание……….....… 9
ГлаваIII. Проблемы правопонимания……………………………………..…13
1. Проблемы правопонимания в постсоветский период………....…13
2. Современные проблемы правопонимания………………..……….18
Заключение…………………………………………………………
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Курсовая
работа
по Теории
государства и права
Проблемы
современного правопонимания
План:
Введение
……………………………………………………………….……….2
Глава I. Правопонимание в российской теории права ……………………....4
1. Правопонимание в современной российской теории права….....…4
2. Тенденции развития российского правопонимания:
интегративность, универсальность, обращение
к дореволюционной доктрине, униформизация………...……………………………
Глава II. Интегративное и коммуникативное правопонимание …………….8
1. Интегративное правопонимание………………..………………….
2. Коммуникация и коммуникативное правопонимание……….....…
9
ГлаваIII.
Проблемы правопонимания……………………………………..
1. Проблемы правопонимания в постсоветский период………....…13
2. Современные проблемы правопонимания………………..……….18
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы ………………………………………..23
Введение.
Данная тема актуальна потому что, она определяющая в юридической науке. Образ права, сложившийся в рамках определенного типа правопонимания, становится базой для построения правовой теории и принципом познания всех правовых феноменов. Таким образом, понимание того, что есть право, обычно сконцентрированное в его определении, воплощает в себе общую правовую концепцию. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня – одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.
Метод исследования: перед рассмотрением основного вопроса работы было изучено само понятие правопонимание, рассмотрены его основные концепции.
Общепринятым является то, что
тип правопонимания – это
Другим российским ученым – О.В. Мартышиным – различаются четыре типа: юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философское понимание права . Помимо этих классических подходов, О.В. Мартышин говорит еще об одном, производном от них, — интегративном, который основан на сочетании в разном соотношении принципов, лежащих в основе первых четырех подходов2 .
Цель исследования данной курсовой работы: проанализировать понятие правопонимание, изучить основные концепции правопонимания, рассмотреть современных проблем правопонимания и в постсоветский период.
В
ходе исследования были использованы
учебные пособия, научные статьи
различных авторов.
Глава I. Правопонимание в российской теории права
1. Правопонимание в современной российской теории права
По поводу правопонимания
Общепринятым является то, что
тип правопонимания – это
Другим российским ученым – О.В. Мартышиным – различаются четыре типа: юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философское понимание права . Помимо этих классических подходов, О.В. Мартышин говорит еще об одном, производном от них, — интегративном, который основан на сочетании в разном соотношении принципов, лежащих в основе первых четырех подходов4 .
И.Л. Честнов рассматривает три критерия классификации правопонимания, исходя из трех типов рациональности, формирующих критерии научности: философский, социологический и культурно-исторический.
А.В.
Поляков предлагает, по крайней мере,
два основания для
Теоретическое правопонимание, по мнению А.В. Полякова, оформлено концептуально, а ценностные мотивы в нем идеологизированы и зачастую завуалированы. Исходя из этого критерия, А.В. Поляков рассматривает три, по его мнению, основных теоретических подхода к пониманию права: естественно-правовой, этатистский и социологический6.
Существуют
иные подходы. Однако и представленных
подходов достаточно, чтобы сделать
вывод, что на данный момент нет общепринятой
классификации типов
2. Тенденции развития российского правопонимания: интегративность, универсальность, обращение к дореволюционной доктрине, униформизация.
Остановимся на описании
Первая тенденция заключается в том, что ряд исследователей пытаются создать некую интегративную теорию права. Эта теория должна, по мысли ее создателей, вобрать в себя все самое ценное от различных концепций правопонимания. Однако такой подход к правопониманию, предлагаемый некоторыми отечественными авторами , не без оснований характеризуется другими авторами как «эклектическое сочетание разнородных начал и идей, плохо согласующихся между собой и хотя бы в силу этого не удовлетворяющих элементарным требованиям, предъявляемым к научным теориям» .
Такая же ситуация характерна и для зарубежной юридической науки. Как отмечает профессор М.Н. Марченко, подобно современным российским ученым-юристам их западные коллеги нередко решают проблемы правопонимания в сведении «воедино» традиционных политико-правовых школ и создании на их основе некой интегрированной, единой, юриспруденции.
Однако на пути к такой юриспруденции в отличие от России Запад стремится к компромиссу, к готовности признать известную обоснованность альтернативной точки зрения. Это, по мнению профессора О.В. Мартышина, находит выражение в том, что современная западная юриспруденция почти не знает или избегает единого, универсального определения права, предпочитая ему многозначность термина и подчеркивая условность, относительность понятий и определений. Право понимается в нескольких смыслах с использованием всего арсенала мировой правовой мысли. Доминируют позитивистские (в юридическом и социологическом вариантах) и естественно-правовые концепции, но используются и другие подходы. При этом подчеркивается их взаимодополняемость, а отнюдь не их несовместимость. Это особенно характерно для соотношения позитивизма и теории естественного права.
Это
также иллюстрирует появившееся
совершенно недавно новое направление
в юридической науке –
В России же плюрализму определений права сопутствуют нередко взаимное непонимание, нетерпимость и поиски абсолюта, т.е. единого, универсального понятия права, исключающего, делающего не только ненужными, но даже вредными все другие типы определений.
И это вторая, противоположная первой, тенденция – получение или хотя бы приближение к выработке единого, универсального понятия права.
Так, профессор М.И. Байтин призывает к сближению позиций и взаимопониманию в целях хотя бы приближения к выработке единого понятия права и полагает, что существование не только нескольких определений права, но и по существу различных понятий права чревато опасностью размывания самой теории права . Речь идет об определении понятия права с позиции только одного – нормативного подхода9 .
Академик В.С. Нерсесянц тоже делает попытки дать праву единственное определение, но только в рамках разрабатываемой им либертарно-юридической концепции.
Говоря
об универсальном понятии права,
другой российский ученый Г.В. Мальцев
отмечает, что если общемировое понимание
и определение права
Третья тенденция, обусловленная советским периодом развития правовой мысли, когда отрицалось «буржуазное право», заключается в обращении к работам дореволюционных русских юристов. Критикуя этатистский подход к праву, сочетающийся «с инъекциями лошадиных доз естественно-правовой идеологии», характерный для современных концепций правопонимания, А.В. Поляков отмечает, что более плодотворным может быть обращение к реалистическим концепциям правопонимания, сложившимся в дореволюционной российской юридической науке.
Четвертая тенденция связана с процессами глобализации («мондиализации»). Как отмечает А.И. Ковлер, пока юристы-теоретики спорят о природе права и типах правопонимания, практики уже давно работают над созданием единого международного правового пространства. С тираются границы между правовыми семьями и правовыми системами, базирующимися на общности типов культур и цивилизаций, подрываются основы правового плюрализма.
Это наглядно демонстрирует процесс вовлечения новых государств в Европейский Союз и Совет Европы, который имеет одним из основных условий стандартизацию их правовых систем, т.е. значительную степень униформизации и поэтапный отказ от многих так называемых национальных особенностей правовых систем государств-наций. Отныне, подводит итог А.И Ковлер, история европейского права пишется в Брюсселе и в Страсбурге .
Наряду с региональными процессами правовой глобализации можно наблюдать и общемировые процессы: создание надгосударственных органов правовой защиты, предусмотренных различными конвенциями (например, Комиссии ООН по правам человека, Международный трибунал), существование единых и унифицированных правил и процедур в рамках Всемирной торговой организации, существования института международных наблюдателей за проведением выборов в рамках ОБСЕ.
Исходя из этого, отмечает
А.И Ковлер, процессы правовой
глобализации, устанавливая иную
иерархию правовых норм, чем та,
в которой протекала жизнь предшествующих
поколений, разрушают исторически сложившиеся
типы правосознания. Поэтому современная
правовая теория, как и право в целом, должны
дать ответ на вызовы правовой глобализации,
адекватные масштабности возникшей проблемы.