Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы: проанализировать понятие правопонимание, изучить основные концепции правопонимания, рассмотреть современных проблем правопонимания и в постсоветский период.
В ходе исследования были использованы учебные пособия, научные статьи различных авторов.
Введение ……………………………………………………………….……….2
Глава I. Правопонимание в российской теории права ……………………....4
1. Правопонимание в современной российской теории права….....…4
2. Тенденции развития российского правопонимания: интегративность, универсальность, обращение к дореволюционной доктрине, униформизация………...………………………………..………….5
Глава II. Интегративное и коммуникативное правопонимание …………….8
1. Интегративное правопонимание………………..…………………...8
2. Коммуникация и коммуникативное правопонимание……….....… 9
ГлаваIII. Проблемы правопонимания……………………………………..…13
1. Проблемы правопонимания в постсоветский период………....…13
2. Современные проблемы правопонимания………………..……….18
Заключение…………………………………………………………
Проблемы правопонимания в постсоветский период во многом определяются и общей политической действительностью России. Ориентация на построение правового государства по образцу западного, утверждение индивидуалистических ценностей породили соответствующие правовые концепции, ориентированные на установление соответствия права и закона, на общую либерализацию правовых взглядов. В то же время, по мнению многих правоведов, попытки "заполнить образовавшийся теоретико-методологический вакуум некритическим заимствованием ценностей западно-европейской политико-правовой культуры, причем зачастую в их радикальном истолковании мыслителями 18 века", привели к недооценке положительных регулятивных возможностей государства. Отсюда был сделан вывод о том, что "неэффективность "прививки" российской правовой культуре либеральных политико-правовых ценностей свидетельствует о необходимости пересмотра их гипертртфированного значения в современной теории права".
Все
вышеперечисленные
Таким образом, плюрализм, эклеклектичность, противоречивость правопонимания в постсоветский период, обусловленые сложностью внутренней жизни России на данном этапе, остаточными идеологическими явлениями советского периода и неопределенностью нового пути развития как юридической науки, так и практики, усугубляются коренной сменой ориентации в общемировой мысли. Все это свидетельствует об актуальности и чрезвычайной важности проблемы научного правопонимания в постсоветский период. Шагом на пути к их разрешению может стать анализ основной массы появившихся в 90-е годы и уже в начале нового века правовых концепций с точки зрения обосновываемого ими понимания права.
Для
более полного исследования современного
российского теоретического правопонимания,
прежде чем проводить содержательный
анализ, целесообразно
2. Современные проблемы правопонимания.
Вследствие многолетнего самоограничения
теоретических изысканий
В современной социологии мир "социального" давно уже трактуется как интерсубъективный мир. Это очень важное исходное положение для любой правовой теории и иная гносеологическая и онтологическая позиция по сравнению с "классической" гносеологией эпохи модерна, противопоставлявшей субъекта и объект. Феноменологическая теория интенциональности сознания эту преграду между субъектом и объектом разрушила. И это влечет за собой совершенно конкретные теоретические выводы. Социальное предстает ни чем иным, как сферой взаимодействия субъектов, опосредованного текстами. Следовательно, это осмысленное взаимодействие, и этот смысл задается самими субъектами, создающими тексты культуры и интерпретирующими их. А это означает, что социальное, интерсубъективное и коммуникативное - понятия однопорядковые. Поэтому и право, если признавать его социальную природу, неизбежно предстает как форма коммуникации, но имеющая свою специфику по сравнению с другими вариантами коммуникативного действия.
Эта специфика выражается в средствах и формах коммуникации, т.е. в правовых текстах и опосредующих их нормативных правах и обязанностях участников социального взаимодействия, т.е. правовой коммуникации. Отсюда вытекает и основная проблематика коммуникативной теории права: человек и его права.
Правовые тексты являются результатом объективации всей системы социальных взаимодействий, и именно поэтому человек всегда живет и действует не сам по себе, а в рамках определенной правовой культуры, которая есть часть культуры общества. Поэтому интерпретация как прав и свобод человека, так и его обязанностей, самым непосредственным образом "завязана" на тексты соответствующей культуры.
Любая правовая теория, а не только коммуникативная, должна, полагает автор, решать три основные проблемы:
1)
проблему субъекта и его
2) проблему правовых текстов или источников права и правовых норм (проблема того, что интерпретируется);
3) проблему правового взаимодействия (взаимообусловленного поведения) в форме взаимосоотносимых прав и обязанностей (проблема перевода интерпретированного в социально-правовое действие).
Отсюда три плана правовой реальности:
- ментальный (психический),
- текстуальный (культурологический) и
- деятельный (праксиологический).
Их
взаимозависимость и позволяет
характеризовать право как
Заключение.
Основное теоретическое и
практическое значение правопонимания
и права состоит не
в том, что это одна
из форм выражения и
отражения реально
Современное
правопонимание связано прежде всего
с двумя распространенными
В России нет теоретических концепций, отражающих какой-либо классический тип правопонимания в чистом виде: каждая правовая концепция включает в себя элементы всех трех типов в том или ином соотношении. Более того, наблюдается тенденция не только к размыванию границ между классическими типами правопонимания, но и к интегрированию их в единой концепции.
Складывающиеся на сегодняшний день российские концепции правопонимания, отягощенные многими проблемами, имеющими истоки еще в советском периоде, а также обусловленными сложностью переходного периода жизни страны, все же достаточно твердо стоят на своих основаниях. Но уже сейчас явно чувствуется неудовлетворенность многих правоведов существующими в науке представлениями о праве. В этом направлении ведутся активные поиски: пересматриваются уже существующие теории и создаются новые, стремящиеся разработать правопонимание, адекватное современным общественным условиям и требованиям научного знания. Все это явные свидетельства окончания периода замкнутости постсоветской научной "рефлексии" на марксистскую парадигму и перехода на новый перспективный путь развития, прежде всего, именно в области решения ключевой проблемы понимания права.
Подводя итоги можно сказать что : во-первых, в эпоху постметафизического мышления, когда поиск предельных оснований достоверного знания многими исследователями признается безнадежным предприятием, невозможно претендовать на абсолютное определение права . Во-вторых, объективные процессы современного развития общества, а именно процессы глобализации, правовой универсализации и развития новейших технологий передачи и обработки информации, оказывают колоссальнейшее влияние на формирование тенденций развития права, а, следовательно, и типов правопонимания. В-третьих, существующие тенденции правопонимания показывают, что основной вектор развития правовой мысли, по крайней мере, в первой половине ХХ I века, будет направлен в сторону создания интегративной концепции права на основе коммуникативного подхода.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря – 1993г.
2. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128 –133.
3. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1.