Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и Российском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.
Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становления международно-правовых документов о правах человека и ребенка и их влияние на российское законодательство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. 6
§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 6
Вывод по § 1 Главы I. 15
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка. 16
Вывод по § 2 Главы I. 21
Вывод по Главе I. 22
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ. 24
§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. 24
Вывод по § 1 Главы II. 29
§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. 30
Вывод по § 2 Главы II. 36
Вывод по Главе II. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

    Конвенция не дает конкретных показателей и  это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства.

    Каждая  страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действия по осуществлению этой декларации.30

    Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских неправительственных  организаций (НПО), предоставленный  в Комитет ООН по правам ребенка  независимо от официального государственного документа.

    Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения, в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую очередь не экономические, а организационные.

    Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении ответственности за ребенка между различными министерствами и департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.

    Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства, эффективного осуществления контроля за соблюдением  прав детей, содействия их защите в  ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ, учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

 

Вывод по § 2 Главы I.

    В результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.

    В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую  декларацию прав ребенка. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г.).

    Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась Всемирная  встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

 

Вывод по  Главе I.

    В данной главе описаны этапы развития теории прав человека в международном плане и необходимость правового оформления прав человека и ребенка. Становление международного права и отношений. Если до начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

    Образование Лиги Наций – начало развития и  становления международных отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в 1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году.

    Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к  достижению которого должны стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. В декларации отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи.

    В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства.

    Время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятие нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались меры защиты прав детей.

    20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея  ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция свела в один документ права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным областям права.

 

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и российском праве.

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

    Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

    Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

    Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).31

    В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.32

    Основной  ее тезис состоял в том, что  «человечество обязано давать ребенку  лучшее, что оно имеет». В ней  были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

    В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

    В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея  ООН единогласно приняла Конвенцию  о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически  все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

    Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

    Несмотря  на то, что Конвенция устанавливает  общие нормы, в ней учтены различные  культурные, социальные, экономические  и политические реалии отдельных государств, что  позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.33

    Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей:34 сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

    Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.35

    Основная  идея Конвенции заключатся в наилучшем  обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.36

    Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание  ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.37

    Согласно  Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.38

    Конвенция утверждает, что свобода необходимая  ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.39

    Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.

    Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

    Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности  документов ООН в этой области.

    Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

    Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей  индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

    Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в  них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

    Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

    Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

    Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

    Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

    Статьи 37-40 устанавливают права ребенка  в случае совершения им правонарушения или преступления.

    Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

    Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.40

 

Вывод по § 1 Главы II.

    Международное сообщество впервые в мировой  истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

Информация о работе Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и Российском праве