Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.
Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становления международно-правовых документов о правах человека и ребенка и их влияние на российское законодательство.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. 6
§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 6
Вывод по § 1 Главы I. 15
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка. 16
Вывод по § 2 Главы I. 21
Вывод по Главе I. 22
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ. 24
§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. 24
Вывод по § 1 Главы II. 29
§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. 30
Вывод по § 2 Главы II. 36
Вывод по Главе II. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.
Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.13
Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.
Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свобода совести, убеждения и т.п.).14
Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».
С
учетом прежде всего этих положений
разрабатывались и
Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих.
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.
Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в мире как День прав человека.15
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений.16
Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.17
В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.
Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября 1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства. Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.
Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека.18
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав человека.
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека.
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов, синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.
В
научной и монографической
В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности совершенствования не только норм международного права, но и успешного осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт в определенных, благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и реализуемой на практике.19
Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали непосредственным объектом международно-правового регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Развитие современных международных отношений убедительно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.20
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное время является главным механизмом международной помощи детям.21
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи.22
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер.23 Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский профессор Адом Лопатка.24
Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира разрабатывали этот проект.25
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.26
С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.
Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания, защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе, обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире.27
В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них. Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и другие конкретные цели.28
Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече.29