Профессиональное правовое сознание юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание

Правосознание юристов представляет немалый интерес с точки зрения уяснения специфики формирования, функционирования и развития одной из форм сознания довольно многочисленной социальной группы, объединенной существенными профессиональными интересами.
Целью данной курсовой работы является изучение профессионального правового сознания юристов и его роль в жизни общества.
Исследование профессионального правосознания юристов позволяет углубить разработку проблем правосознания, открыть в нем новые грани.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ…………………………….
Понятие правосознания…………………………………………...
Структура и функции правосознания……………………………
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ЮРИСТА
Понятие правосознания юриста…………………………………
Уровни профессионального правосознания и их роль в структуре юридической деятельности…………………………...
Личные и профессиональные особенности правосознания юриста…………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЮРИСТА ………………………………….
Понятие и виды профессиональной деформации юриста……...
Причины и последствия профессиональной деформации юриста
Основные способы преодоления деформации правосознания...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..

Работа состоит из  1 файл

КР по ТГП.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Деформации  правосознания влияют на формирование профессиональной компетентности юриста и осуществление юридической деятельности. Представляется, что деформация правосознания для юриста становится одной из разновидностей профессиональных деформаций, причем относится к профессионально нежелательным (даже противопоказанным) качествам специалиста и в итоге свидетельствует о его профнепригодности (во всяком случае, существенно снижает последнюю).14

Деформации  правосознания – это различного рода искривления сформированного  профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

А.Я. Соколов  в зависимости от характера искривлений  выделяет два типа деформаций: репрессивный и криминальный.

В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.

В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь  с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.15

Итак, краткий  обзор признаков профессиональной деформации юристов, сотрудников правоохранительных органов (милиции, ИТУ, прокуратуры, следствия, адвокатуры, внутренних войск) позволил убедиться, насколько разнообразен и широк диапазон негативных проявлений личности в профессиональной деятельности. Возможно, он далеко не полон. Но ясно видно, как позиции исследователей влияют на выбор тех или иных признаков профессиональной деформации юристов.

Главное, что предупреждает и создает условия для успешного преодоления любых проявлений профессиональной деформации юриста – это его постоянная работа по совершенствованию своих, прежде всего, морально-нравственных качеств, постоянное самовоспитание.

Большую роль в этом играет и процессуальная регламентация юридической деятельности. Тщательное соблюдение требований закона, нормативных актов вырабатывает исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, организованность, предупреждает развитие небрежности, разболтанности, неряшливости, «правового нигилизма» и иных деформационных качеств.

Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность  постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль здесь также играет критика и самокритика.

Профессиональная  деформация может развиваться при  отсутствии или недостаточном развитии социального контроля. Поэтому процессуальная регламентация должна обеспечивать такую систему контроля, которая полностью бы предупреждала возможность развития таких свойств, как неаккуратность, пассивность и т.д.

Проблема этической  незрелости и моральной индифферентности современных студентов-юристов и молодых специалистов стоит сейчас крайне остро. Проблема эта настолько остра, что отражена в нормативных документах, касающихся высшего образования. Так, 26 мая 2009 г. Президент РФ подписал Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».16 Данным Указом Правительству Российской Федерации поручается обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону. Этот документ подчеркивает, по нашему мнению, значимость морально-этической составляющей профессионально важных качеств юриста, а также обращает внимание на наличие адекватного правосознания как элемента профессиональной модели юриста.

 

3.2. Причины и последствия профессиональной деформации правосознания юриста

Многие негативные реалии современной жизни, в том  числе и деформации общественного  правосознания, по нашему мнению, связаны  с тем, какой образ юриста (особенно работника правоохранительных структур) наблюдает сегодняшнее население России. Равнодушие, формализм, бюрократизм, откровенный карьеризм,  цинизм, моральная лабильность, корыстное двуличие и лицемерие - к сожалению, это довольно типичные черты среднестатистического представителя правоохранительной деятельности, с которым сталкивается среднестатистический обыватель.

Деформация  правосознания - это нарушение структуры правосознания.

Со стороны  правовой идеологии деформация может  быть вызвана негативным воздействием со стороны общества, коллектива. Проявляться это может по-разному. Например, если судья будет выносить приговор, дискредитируя человека по полу, национальности и т.д.

С психологической  стороны деформация может быть вызвана  отрицательной оценкой права. Это  может вызвать превышение должностных полномочий сотрудниками милиции, невыполнение должностных обязанностей и т.д.

Низкий уровень  знания права управомоченным лицом может стать препятствием применению правовых норм. Неверное понимание толкования права может вызвать отрицательное отношение к праву.

Система ценностей  человека оказывает большое влияние  на его отношение к праву. Жизненные  обстоятельства могут подтолкнуть  человека к совершению преступления, не говоря о других проявлениях деформации правосознания.

Отсутствие  воли может помешать осуществить право.

 

3.3. Основные способы преодоления деформации правосознания

Организация работы по преодолению деформации правового  сознания должен быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

   1) учет  действительно существующих процессов  и противоречий социальной жизни,  которые вызывают как свое  следствие данное явление;

   2) определение  главных направлений по преодолению  различных видов деформации правового  сознания;

   3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правосознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правосознания.

Так как деформация правосознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

   1) Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

   2) Активное  воздействие, как на пораженное  правосознание, так и на породившие  его причины и условия.

Данные направления  деятельности по преодолению деформации правосознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место  в механизме выработки позитивного  правосознания и преодоления  деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного  и систематического воздействия  на сознание и культуру поведения  членов общества, осуществляемый для  достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое сознание – это совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение людей  к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правовое сознание можно подразделить на три уровня: обыденное, профессиональное и научное. Виды правового сознания определяются его субъектами и в этом смысле выделяются три основных вида: общественное, групповое и индивидуальное правовое сознание. 

 Итак, профессиональное  правовое сознание – это правовое  сознание юристов. Сущность и  особенности правового сознания  юристов конкретизируются в содержании  правовой идеологии и правовой  психологии, в системе присущих  данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического «сословия».

Профессиональная  деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней  среде деятельности (общение с  правонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Юрист должен быть морально устойчив, организованным, обязательным, независимым, справедливым, тактичным  и последовательным, честным.

Отсутствие  перечисленных качеств, и наличие  противоположных качеств могут  привести к профессиональной деформации юриста.

Преодоление профессиональной деформации должно стать одной из направлений деятельности учреждений и органов, в которых трудятся работники данной профессии, возможна организация психологической службы и т.п. В то же время самому работнику необходимо знать о такой особенности своей профессии и по возможности стараться следить за собой и не допускать возникновения профессиональной деформации.

Подводя итог, хочется  отметить, что работа не может в  полной мере охватить всей темы, связанной  с профессиональным правовым сознанием  юристов. Но данная тема должна представлять огромный интерес для гражданина России и юриста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Баглай М.В. Дорога к свободе. - М., 2003.
  2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В., Юридическая психология. М.: Национальный университет внутренних дел, 2002
  3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
  4. Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. №3.
  5. Васильев В.Л., Юридическая психология. Учебник для вузов.6-е изд., С-П.: Питер, 2009.
  6. Демидов А.И. политический радикализм как источник нигилизма. // Государство и право. 1992. №4.
  7. Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. Курс лекций. – М., 2003. – С. 86.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
  9. Ильин А.И. О сущности правосознания. - М., 2003.
  10. Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. - М., 2005.
  11. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,2001.
  12. Лебедев А. Общая теория права. СПб., 2002.
  13. Мамонтова С.Н. «Прикладная Юридическая Психология», М., 2002.
  14. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
  15. Механизм преступного поведения. - М., 2000.
  16. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. № 2.
  17. Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 2004.
  18. Общая теория государства и права. В.В. Лазарев. Юрист. Москва 1999 год.
  19. Рассолов М. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  20. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.— М.:Юристъ,1998.
  21. Скабелина Л.А. Проблемы профессиональной деформации личности адвоката. //Адвокат, 2009, №1.
  22. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.Н. Марченко. Проспект. Москва 2000 год.
  23. Теория государства и права. В.М.Корельский и В.Д.Перевалов, издательская группа Норма-Инфра. Москва 1999 год.
  24. Теория права и государства. // Под редакцией Г.Н Манова М.1995 г.
  25. Психология юриспруденции//Сорокотягин И.Н. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2006. - 449 c.

Информация о работе Профессиональное правовое сознание юристов