Программа целевого управления с социально-экономическим развитием регионов на примере Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:12, научная работа

Описание

Целью работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть понятие целевых программ их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;
2) Провести анализ целевых программ развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты программно-целевого планирования
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы. 7
2 Брянская область – объект программно-целевого планирования. 16
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 16
процента. 20
2.2 Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

Научная работа.doc

— 531.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

Кафедра Региональной Экономики и управления 
 

НАУЧНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная экономическая политика»

на  тему: 

Программа целевого управления с социально-экономическим  развитием регионов на примере Брянской области 
 
 
 

 Преподаватель:

  Студент 5 курса:

(Ф.И.О.)

_______________________________________________________

(факультет) 

(№  личного дела, №  группы) 
 
 
 

Москва  – 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В данной научной работе рассматриваются целевые программы и их роль в социально-экономическом развитии регионов. Данная тема актуальна, так как программно целевой метод наиболее эффективен в управлении регионом и страной в целом.

     Целью работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.

       Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     1) Раскрыть понятие целевых программ  их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;

      2) Провести анализ целевых программ  развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.

          Объектом исследования в данной работе является целевые программы развития. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионом.

     Данная научная работа выполнена на 43 листах и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Так же в научной работе присутствует 6 диаграмм и 1 рисунок для более наглядного предоставления информации.  
 

  
 

1 Теоретические  аспекты программно-целевого планирования 

  1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 

   В государственном регулировании развития рыночной экономики взаимосвязаны и играют  ключевую роль прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование.

   Программирование  – это метод активного вмешательства  государства в процессы социально-экономического развития, для чего используются различного рода целевые программы. Целевые программы и национальные проекты – сердцевина стратегического управления в рыночной экономике. 

   Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и максимальным эффектом. Как было уже упомянуто выше, целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет  в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющие решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и остальной экономической. Новым инструментом государственного регулирования социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие на решение приоритетных социальных проблем.

      Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям  и срокам осуществления  комплекс социально-экономических, производственных научно-технических, организационно-хозяйственных  и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.[19]

      Программа должна иметь чётко выраженный целевой  характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными результатами.

      Следовательно, в любой целевой программе  должны предусматриваться:

  1. Конечная цель.
  2. Комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели.
  3. Этапы и сроки реализации программы.
  4. Головная организация-исполнитель и состав исполнителей.
  5. Механизм производственно-хозяйственных связей.
  6. Система ответственности и экономического стимулирования.

   Отбор проблем для программной разработки и решения определяется следующими факторами:

— значимость проблемы;

— невозможность  комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;

— принципиальная новизна технических, организационных  и иных мероприятий, крайне нужных для  широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

— необходимость  координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения  данной проблемы.[2]

     В качестве основных особенностей программного подхода к решению задач социально-экономического развития отметим следующее:

     1. Государственные целевые программы  направлены на решение как  общегосударственных, так и локальных  проблем субъектов Федерации и отдельных городов и ориентированы на конечный результат;

     2. Государственные целевые программы  представляют собой целостный  объект управления независимо  от ведомственной принадлежности  их составных элементов;

     3. Государственная целевая программа  предполагает разработку соответствующего ресурсного обеспечения (финансового, материального и т.п.)

     4. Все государственные программы  взаимосвязаны между собой и  являются важным инструментом  в системе государственного регулирования  экономики.[4]

     Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.

1. Методическая незавершенность.

     К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно - целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме

"цель - система мероприятий – система  управления".

2. Программно-целевое  планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.

     Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

3. «Забывчивость»  систем управления.

     Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.

4. Отсутствие  адекватных методик расчёта экономической  эффективности программ.

     В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.

5. Недостаточная  оперативность.

     Иногда  с момента появления проблемы до момента реализации программы  по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока, наконец, не были созданы специальные программы.[7]  
 
 

  1. 2 Формирование и порядок утверждения целевой программы.
 

Формирование целевой программы. 

     Государственный заказчик - координатор целевой программы  осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному  использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.

     Государственный заказчик - координатор несет ответственность  за подготовку и реализацию целевой  программы в целом.

     Формирование  целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с российской стороны государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.

     Целевая программа состоит из следующих  разделов:

     характеристика  проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

     основные  цели и задачи целевой программы  с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов  и показателей;

     перечень  программных мероприятий;

     обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

     механизм  реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных  заказчиков;

     оценка  социально-экономической и экологической  эффективности целевой программы.

     К содержанию разделов целевой программы развития регионов предъявляются следующие требования.

     Первый  раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

     Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей.

     Требования, предъявляемые к целям программы:

     -специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

     -достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

     -измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

     -привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

     Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Информация о работе Программа целевого управления с социально-экономическим развитием регионов на примере Брянской области