Программа целевого управления с социально-экономическим развитием регионов на примере Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:12, научная работа

Описание

Целью работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть понятие целевых программ их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;
2) Провести анализ целевых программ развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты программно-целевого планирования
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы. 7
2 Брянская область – объект программно-целевого планирования. 16
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 16
процента. 20
2.2 Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

Научная работа.doc

— 531.00 Кб (Скачать документ)

     Третий  раздел целевой программы развития регионов должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, и обеспечивать решение задач целевой программы.

     Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

     В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений  в нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

     В четвертом разделе целевой программы  должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

     Пятый раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

     Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

     В случае если целевой программой предусматривается  предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в этой программе должны быть установлены правила предоставления и распределения указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

     Согласованный проект целевой программы с пояснительной  запиской, социально-экономическими и  технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

     Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.

   Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

   В региональных программах учитываются  цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления  структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

   При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.

   Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных  средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Порядок утверждения целевой программы.

     Целевые программы развития регионов, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

     После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказчик (государственный  заказчик-координатор) в установленном  порядке заключает с исполнителями программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

     Подготовка  проекта концепции целевой программы  и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению администрации субъекта РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета.

     Утвержденные  целевые программы реализуются  за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.

     Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные  фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

     Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

     Источником  финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты.

     Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) целевых программ с  учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями  предварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке.[14]

     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) целевых  программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.

     Министерство  финансов Российской Федерации при  подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).

     При подготовке перечня  целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в  очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

     Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

     Перечень  целевых программ, принимаемых к  финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.[8]

       Рассмотрев  теоретические аспекты программно-целевого планирования, перейдем к практической части научной работы, в которой рассмотрим применение программно-целевого метода управления на примере Брянской области. 

       2 Брянская область  – объект программно-целевого  планирования.  

  1. 1 Анализ социально-экономического развития Брянской области
 

       Экономическое  развитие

       Валовой региональный продукт. Объем валового регионального продукта в 2010 году оценивался в объеме 136,2 млрд. рублей или 95 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (Диаграмма 1).

     Ведущими  видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП (Диаграмма 1). 

Диаграмма 1- Динамика объема ВРП в 2007 – 2010 годах.

     По  данным диаграммы 1 видно, что объем валового регионального продукта в 2010 году вырос на 32,4% по сравнению с 2007 годом.

       В результате реализации антикризисных  мер, направленных на поддержку реального  сектора экономики, в 2010 году прирост валового регионального продукта составил 2,5-4,5 %.

Информация о работе Программа целевого управления с социально-экономическим развитием регионов на примере Брянской области