Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
Целью работы является исследование прокуратуры как правового института.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ;
Рассмотреть прокуратуру как правовой институт в Российской Федерации;
Выявить основные принципы и направления в деятельности прокуратуры;
Рассмотреть систему органов прокуратуры.
Введение................................................................................................................2
1. Теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ........5
Исторические этапы становления прокуратуры......................................5
Правовые основы деятельности прокуратуры РФ....................................7
Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ................................14
2. Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации...................18
2.1. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов РФ..........18
2.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры.............................19
2.3 Основные функции прокурорского надзора..............................................22
2.4 Система органов прокуратуры......................................................................25
Заключение............................................................................................................28
Библиографический список.................................................................................29
В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:
"1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально - бытового и хозяйственного назначения.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются".[2]
В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.
Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.
В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов. [1]
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных, специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно – консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно – консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.
Ч.1 ст. 1 гласит: "Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". [2]
Цель прокурорской деятельности также указана в первой статье вышеуказанного закона. Ею является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура осуществляет надзор. Это одно из направлений прокурорской деятельности. Существует 4 отрасли прокурорского надзора (ч. 2 ст. 1).
Кроме отраслей прокурорского надзора выделяют также другие направления деятельности прокуратуры:
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. [2]
Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Нужно отметить, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел в суде руководствуются сходными задачами: вынесения законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор способствует выполнению этих задач в соответствии с принципом состязательности.
Прокурор считается участником судебного разбирательства, но из-за специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению требований закона, о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела.
В уголовном процессе прокурор выступает в роли государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключения экспертов и вещественных доказательств. Он участвует в прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.
После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были допущены. Кроме того, он должен проверить своевременность обращения приговора к исполнению.
Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него: право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц; вступить в дело в любой стадии процесса; давать заключения с точки зрения закона по существ рассматриваемого дела; знакомиться с материалами гражданского дела, даже если он не участвовал в процессе, и т.д. Обязательность участия прокурора в суде по гражданским делам определяется его усмотрением и приказами Генерального прокурора.
Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела, является принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. Протесты прокурора подразделяются на кассационные, протесты в порядке надзора и частные. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. При этом помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут приносить протест только по тому делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Если даже приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции в праве истребовать из суда любое такое дело или категорию дел. Если обнаруживается, что истребованное судебное решение является незаконным или необоснованным, прокурор (начиная с должности прокурора края, области и приравненных к ним прокуроров) приносит протест в порядке судебного надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на перечисленные судебные решения может быть отозван прокурором, принесшим его, до начала рассмотрения его судом. В дальнейшем, при рассмотрении дела по протесту прокурора, он принимает в нем участие. [13]
Указом Президента РФ от 20 октября 1993 г. введено еще одно направление прокурорской деятельности — координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление на прямую связано с ростом преступности в стране и необходимостью усилить борьбу с нею. Органы прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами изучают современную динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. У прокуратуры появилась возможность влиять на формирование следственной практики, независимо от ведомственной подчиненности органов дознания и предварительного следствия, обращая особое внимание на борьбу с организованной преступностью. [22]
Таким образом, правовые основы деятельности прокуратуры РФ за исполнением законов предусматриваются в тех или иных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодателем подчеркивается повышенная значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов, в соответствующих сферах правовых отношений.
Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:
- Наличие гражданства РФ
- Отсутствие любого другого гражданства.
- Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.
- Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ
- Наличие дееспособности
- Отсутствие судимости
- В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.
Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:
- Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.
- Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.
- Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.
- Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
- В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.
- На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания. [2]
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образованно и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших, учебных заведениях по юридической специальности.
Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет. Лица, впервые назначенные на должность прокурора, принимают присягу.
Прокуроры и следователи подлежат аттестации, которая проводится, как правило, не реже двух раз в течение пяти лет.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Порядок присвоения классных чинов установлен Положением о классных чинах работников прокуратуры РФ от 28 июня 1993 года. Для работников органов прокуратуры установлено 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции (чин, присваиваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ и Генеральному прокурору РФ. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур. [21]
Информация о работе Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации