Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование прокуратуры как правового института.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ;
Рассмотреть прокуратуру как правовой институт в Российской Федерации;
Выявить основные принципы и направления в деятельности прокуратуры;
Рассмотреть систему органов прокуратуры.

Содержание

Введение................................................................................................................2
1. Теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ........5
Исторические этапы становления прокуратуры......................................5
Правовые основы деятельности прокуратуры РФ....................................7
Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ................................14
2. Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации...................18
2.1. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов РФ..........18
2.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры.............................19
2.3 Основные функции прокурорского надзора..............................................22
2.4 Система органов прокуратуры......................................................................25
Заключение............................................................................................................28
Библиографический список.................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ВИОЛЕТТА СГУ.docx

— 217.88 Кб (Скачать документ)

Отрасль прокурорского  надзора – это  его относительно самостоятельная  часть. Характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что её принято называть общим надзором.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может  подменять иные государственные  и негосударственные  органы, вмешиваться  в их оперативно-хозяйственную  деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. [21]

Таким образом, надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции. В общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

 

2.4 Система органов прокуратуры

По Конституции  РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре (ст.11) органы прокуратуры  составляют единую, централизованную систему  со строгим подчинением  нижестоящих прокуратур вышестоящим.

Прокуратура строится в соответствии с  административным и  национально-государственным  устройством, установленным  Конституцией РФ. Возглавляет  прокуратуру Генеральный  прокурор РФ. Его  полномочия по руководству  органами прокуратуры  определены Законом  о прокуратуре. Высшим звеном в системе  органов прокуратуры  является Генеральная  прокуратура РФ, возглавляемая  Генеральным прокурором РФ. В систему органов  прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры  РФ входят: прокуратуры  субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах  в целях более  оперативного руководства  создаются прокуратуры  городов, которые  подчинены прокурору  субъекта РФ, а сами, в свою очередь, имеют  в подчинении районные прокуратуры. Они  осуществляют главным  образом организационные  функции.

В систему органов  прокуратуры входят также военные  прокуратуры, прокуратуры  по надзору за исполнением  законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов. [22]

Создание и  деятельность органов  прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры  РФ, допускаются только с согласия высших органов законодательной  власти страны. (См. рис. 3)

 

Рис. 3 – Система  органов прокуратуры

Итак, деятельность прокуратуры основывается на федеральных  законах и иных нормативных документах, строится на принципах единства, централизации, независимости и гласности. Структура и порядок образования органов прокуратуры основаны на Конституции РФ и Федеральном законе о прокуратуре РФ  Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, принципы организации и  деятельности прокуратуры  РФ - это закрепленные в Конституции  РФ и в других законах  основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное  назначение прокуратуры, определяют задачи и  полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов  по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов  в государстве, а  также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных  законодателем принципов  позволяет прокуратуре  успешно выполнять  стоящие перед  ней задачи по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов  в государстве.

Прокуратура представляет собой самостоятельную  структуру в государственном  механизме, и нет  необходимости относить ее к той или  иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы. Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени  Российской Федерации  надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации и исполнением  законов, действующих  на территории Российской Федерации.

Многообразие  мнений в юридической  литературе по поводу места прокуратуры  в государственном  механизме свидетельствует  о необходимости  разрешить возникшую  ситуацию законодательным путем.

Сейчас  прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов  общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя  становлению и  развитию правового  государства.

 

 

Библиографический список

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ  от 12.12.1993г. Российская газета, [Текст] - № 237, 25.12.2006.

2. Федеральный закон  от 17.01.1992 № 2202-1 «  О прокуратуре  Российской Федерации» (ред.  от 24.07.2007) // "Собрание  законодательства  РФ", 20.11.2003, [Текст] - № 47, ст. 4472.

Литература:

1. Анциферов, О. В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации / О. В. Анциферов / Автореф. дис. канд. юрид. наук. [Текст]  - М., 2008. – 102 с.

2. Белый, И. Ю / Правоохранительные органы / И. Ю. Белый, Г. И. Загорский, В. И. Качалов: Учебник для вузов. [Текст] - М., 2005. – 436 с.

3. Бессарабов, В. Г / Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. [Текст] - М., 2007. -464 с.

4. Богданова, Н. А. // Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета // Н. А. Богданова. Конституционное (государственное) право в Московском университете. [Текст] - М., 2005. – 16 с.

5. Буянский, С. Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы / С. Г. Буянский: [Текст] - М., 2006. – 160 с.

6. Велиев, И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право, 2006, № 10.

7. Гасанов Р. М.  Организация работы  районной прокуратуры  в современных условиях / Р. М. Гасанов: [Текст] - М., 2006. – 178 с.

8. Гуценко, К. Ф., Правоохранительные органы. / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев Учебник для вузов. [Текст] - М., 2007. - 440 с.

9. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. / В. В. Гошуляк [Текст] - М., 2005. – 352 с.

10. Казанник, А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // А. И. Казанник // Государственная власть и местное самоуправление, [Текст] - 2007, № 5.

11. Коряковцев, В. В. Правоохранительные органы. / В. В. Коряковцев: [Текст] - М., 2006. – 256 с.

12. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция, // В. Ломовский - [Текст] 2001, № 9.

13. Панаитов, Д. П. Правовые основы организации системы органов прокуратуры // Д. П. Панаитов // Современное право. [Текст] - 2006. № 7.

14. Правоохранительные  органы / Под редакцией В. П. Божьева. [Текст] - М.. 2008. - 352 с.

15. Смоленский, М. Б., Правоохранительные органы. / М. Б. Смоленский [Текст] - М., 2007. – 256 с.

16. Соловьева, Н. А., Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе. / Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов, [Текст] - Волгоград, 2008. – 72 С.

17. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Г. Чуглазов // Законность, [Текст] - 2006, № 2.

18. Чуглазов Г., Прокуратура должна стать органом президентской власти // Г. Чуглазов, П. Кулагин // Законность, [Текст] - 2008, № 1.

Электронные ресурсы:

19. http://otherreferats.allbest.ru

20. http://www.bibliotekar.ru

21. http://allstatepravo.ru

22. http://www.bestreferat.ru

 

 

 

 


Информация о работе Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации