Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
Целью работы является исследование прокуратуры как правового института.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ;
Рассмотреть прокуратуру как правовой институт в Российской Федерации;
Выявить основные принципы и направления в деятельности прокуратуры;
Рассмотреть систему органов прокуратуры.
Введение................................................................................................................2
1. Теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ........5
Исторические этапы становления прокуратуры......................................5
Правовые основы деятельности прокуратуры РФ....................................7
Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ................................14
2. Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации...................18
2.1. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов РФ..........18
2.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры.............................19
2.3 Основные функции прокурорского надзора..............................................22
2.4 Система органов прокуратуры......................................................................25
Заключение............................................................................................................28
Библиографический список.................................................................................29
Отрасль прокурорского надзора – это его относительно самостоятельная часть. Характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что её принято называть общим надзором.
Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. [21]
Таким образом, надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции. В общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.
2.4 Система органов прокуратуры
По Конституции РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре (ст.11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим.
Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.
В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов. [22]
Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ, допускаются только с согласия высших органов законодательной власти страны. (См. рис. 3)
Рис. 3 – Система органов прокуратуры
Итак, деятельность прокуратуры основывается на федеральных законах и иных нормативных документах, строится на принципах единства, централизации, независимости и гласности. Структура и порядок образования органов прокуратуры основаны на Конституции РФ и Федеральном законе о прокуратуре РФ Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране.
Заключение
Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.
Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы. Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Многообразие мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизме свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства.
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, [Текст] - № 237, 25.12.2006.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.2003, [Текст] - № 47, ст. 4472.
Литература:
1. Анциферов, О. В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации / О. В. Анциферов / Автореф. дис. канд. юрид. наук. [Текст] - М., 2008. – 102 с.
2. Белый, И. Ю / Правоохранительные органы / И. Ю. Белый, Г. И. Загорский, В. И. Качалов: Учебник для вузов. [Текст] - М., 2005. – 436 с.
3. Бессарабов, В. Г / Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. [Текст] - М., 2007. -464 с.
4. Богданова, Н. А. // Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета // Н. А. Богданова. Конституционное (государственное) право в Московском университете. [Текст] - М., 2005. – 16 с.
5. Буянский, С. Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы / С. Г. Буянский: [Текст] - М., 2006. – 160 с.
6. Велиев, И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право, 2006, № 10.
7. Гасанов Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях / Р. М. Гасанов: [Текст] - М., 2006. – 178 с.
8. Гуценко, К. Ф., Правоохранительные органы. / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев Учебник для вузов. [Текст] - М., 2007. - 440 с.
9. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. / В. В. Гошуляк [Текст] - М., 2005. – 352 с.
10. Казанник, А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // А. И. Казанник // Государственная власть и местное самоуправление, [Текст] - 2007, № 5.
11. Коряковцев, В. В. Правоохранительные органы. / В. В. Коряковцев: [Текст] - М., 2006. – 256 с.
12. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция, // В. Ломовский - [Текст] 2001, № 9.
13. Панаитов, Д. П. Правовые основы организации системы органов прокуратуры // Д. П. Панаитов // Современное право. [Текст] - 2006. № 7.
14. Правоохранительные органы / Под редакцией В. П. Божьева. [Текст] - М.. 2008. - 352 с.
15. Смоленский, М. Б., Правоохранительные органы. / М. Б. Смоленский [Текст] - М., 2007. – 256 с.
16. Соловьева, Н. А., Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе. / Н. А. Соловьева, А. А. Меденцов, [Текст] - Волгоград, 2008. – 72 С.
17. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Г. Чуглазов // Законность, [Текст] - 2006, № 2.
18. Чуглазов Г., Прокуратура должна стать органом президентской власти // Г. Чуглазов, П. Кулагин // Законность, [Текст] - 2008, № 1.
Электронные ресурсы:
19. http://otherreferats.allbest.
20. http://www.bibliotekar.ru
21. http://allstatepravo.ru
22. http://www.bestreferat.ru
Информация о работе Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации