Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:59, реферат
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без органов государственного управления. Управление в широком смысле означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия, прямых и обратных связей. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Введение………………………………………………………………………3
Публичное право………………………………………...………………..4
Субъекты публичного права.
Государственные органы и должностные лица……………………………10
Заключение…………………………………………………………………....21
Список литературы.…………………………………………………..............
– самостоятельность
субъекта гражданско-правовых отношений.
Это означает, что субъект сам
несет ответственность по своим обязательствам,
отвечает по ним всем своим имуществом,
денежными средствами, ценными бумагами,
возмещает Ущерб, причиненный его неправомерными
действиями другой стороне, а также упущенную
выгоду.
2.
Субъекты публичного
права. Государственные
органы и должностные
лица
Для
публичного права в целом и
его отраслей характерно признание
и регулирование
Власть
наиболее концентрированно выражает смысл
организованного социального
Отрасли публичного права широко оперируют родовыми и видовыми понятиями «власть», «управление» и «самоуправление». От заложенного в каждом случае определенного смысла зависит построение правовых актов, их толкование и применение. От четкости понятий зависит адекватность закрепления статуса субъектов публично-правовых отношений, устойчивость их функционирования и взаимоотношений между собой. Рассмотрим содержание указанных понятий.
Власть и отношение к ней граждан служат важнейшими индикаторами того, как устроены общество и государство, каким образом развивается гражданское общество. В философской и политологической литературе власть характеризуется чаще всего как «социальное средоточие командования», как «общественное отношение команды –подчинения», как «способность организовать поведение классов, слоев».
Согласимся все же, что власть все-таки едина, что она просто в разных формах воздействует на различные стороны жизни общества. В классовом обществе социальная власть всегда существует в форме политической, ее главной частью является власть государственная. Она представляет собой средство функционирования всякой социальной общности и обеспечивает отношения подчинения руководящей в данном сообществе воле, с помощью системы различных средств и методов управляет и добивается соблюдения социальных норм.
Население,
граждане не могут непосредственно
и целиком взять на себя выполнение
многообразных функций
условий
(уровень жизни и
Публичный характер связывается прежде всего с государственной властью. Примечательно, например, что раздел III Конституции Республики Молдова 1994 г. назван «Публичная власть». Статьи 60–106 посвящены парламенту, президенту, правительству; глава VIII – публичному управлению.
Как можно было заметить, власть есть не только публичное состояние и определенные общественные отношения. Она функционирует и выражает себя через институты. Институт –это структурированный способ осуществления функций власти. Три главных института власти, сочетаясь друг с другом, дают картину «бытия власти». Это – представительная демократия, непосредственная демократия, профессионализм. Отсюда классификация как государственных органов, так и иных способов реализации функций власти. В большинстве конституций чаще используются понятия «орган государства», «органы государственной власти». Во французской политической и юридической науках различаются следующие основные категории публичных служб: государственные (юстиция, почта и т. д.); местные; промышленные и коммерческие публичные службы. Публичные службы распространены в Англии, где они функционируют в национализированных отраслях хозяйства.
В нашей стране следовало бы узаконить две категории публичных служб: хозяйственных с регулирующими функциями (типа «Газпрома», «Единой
энергетической системы») и социальных (типа почты). Порядок отношений с клиентами регулируется государством.
Оправданно при этом различать:
а) институты, созданные государством для выражения общих интересов граждан и социальных общностей;
б) институты, образуемые гражданами добровольно, самостоятельно. В любом случае их целевая ориентация должна быть в принципе схожей, хотя для первой группы институтов нередки «отклонения» от гражданских интересов и стремление замкнуться в рамках корпоративных или бюрократических интересов. И тогда идентификация личных и публичных интересов не обеспечивается, неизбежны явления отчуждаемости масс от публичных институтов. Отождествление не достигается в полном объеме и тогда, когда граждане не формируют его глубокие мотивы, а связывают их только с национальными, или общегосударственными, или локальными институтами. Случайность и ситуационность подобных истоков идентификации часто оказывается односторонней и даже ложной.
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия, прямых и обратных связей. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни. Оно всегда осуществляется специальными органами, состоящими из штатных профессионалов – государственных служащих.
Долгие
годы в СССР и России применялись
понятия «управление
Нередко последнее отождествлялось с понятием «органы государственного управления». При реформированиях управления были разные подходы. По действующей Конституции обще-употребимыми стали понятия «исполнительная власть», «органы исполнительной власти». В законах используется понятие «государственное управление», которое осуществляют преимущественно органы исполнительной власти – Правительство, министерства, администрация краев, областей и др. Но в него включаются на законных основаниях и другие органы, поскольку сложные объекты управления требуют комплексных методов воздействия.
Общество является системой макроуровня. Это позволяет развить известное положение о том, что объективная действительность включает множество взаимосвязанных явлений. Проблема развития в своем высшем выражении перерастает в проблему сознательного управления общественными процессами. Тогда можно рассматривать управление как высшую форму сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы. Признание этого положения не должно приводить к его абсолютизации, отождествлению управления и самоуправления, поглощению самоуправлением всех видов регулирования. Ведь общество, как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Научное познание их и опора на объективные закономерности, творчески-преобразовательная деятельность государства, партий, ассоциаций и широких масс рассчитаны на преодоление стихийности в развитии, на устранение или ослабление отрицательных воздействий объективного порядка (падение производства, замедление научно-технического прогресса и т. д.), надстроечных явлений, в том числе форм общественного сознания. Рассматривая данный аспект проблемы, исследователи обоснованно подчеркивают, что управлению в качестве разновидности социальной деятельности присущи такие черты, как отражение потребности в организации совместного труда людей и в поддержании порядка в деятельности всех объединений системного типа, осуществление регулирующих действий как особой функции, выполняемой специальной управляющей подсистемой, как организованной и институционализированной деятельности.
Именно правильное понимание соотношения объективных условий и субъективного фактора позволяет сделать вывод: управление реализует свои функции через регулирование общественных процессов, совершающихся объективно, посредством механизмов сознательного, целенаправленного воздействия. Управление призвано вбирать и аккумулировать в единый поток все то активно-преобразовательное воздействие, которое оказывают на общественную жизнь духовные факторы (наука, искусство, мораль и т.д.).
Что же такое управление и как оно осуществляется? Наиболее общее понятие управления как процесса упорядочения системы и перевода ее в новое состояние выработано кибернетикой. Научное управление обществом характеризуется как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей в интересах ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленных целей.
Характеристика содержательной природы управления и его участников должна включать все многообразие объектов управленческого воздействия Подробнее об этом будет сказано ниже, а сейчас лишь подчеркнем, что они не сводятся к обществу в целом. Есть разные уровни и виды объектов как систем, требующих управления. Уместно отметить и еще одно обстоятельство. Сейчас в научный оборот вошло утверждение о тождественности управления и самоуправления на том основании, что процессы управления органически присущи любой системе. Но является ли каждая система самоуправляемой? Применительно к обществу в целом это утверждение допустимо с некоторой оговоркой, учитывающей воздействие иных систем – других государств, общественных организаций, международных структур и т.п. Усиление взаимозависимости внутреннего и международного развития приводит к росту удельного веса внешних влияний на общественную систему.
Управление есть целенаправленное нормативно-институциональное воздействие на общественные процессы для преобразования их в соответствии с объективными законами и в интересах трудящихся (народа).Здесь подчеркиваются основные составляющие: участники, механизм их организации, содержание управления и направленность его на достижение конечных результатов.
Акцент
на организационно-
В юридической литературе нередко отождествляются понятия «система» и «органы исполнительной власти», с чем нельзя согласиться. Но и попытка разорвать этот круг путем более широкой трактовки данного понятия (организация и функционирование субъекта, его взаимосвязь с управляемыми объектами, структура управляемой системы) пока не принесла результатов, ибо в основу всех оргструктур опять-таки берется только орган государственного управления.
Наиболее оправданно вести речь о системах управления, в которых сочетаются и субъекты, и объекты, что находит выражение в субъектно-объектных отношениях. Вплетение в систему управления двух органических подсистем позволяет не только рассматривать их связи как внешние или внутренние, но и преодолевать изоляцию этих подсистем. Интегративная характеристика дает возможность увидеть всевозможные сочетания свойств субъектов-объектов на разных уровнях систем управления. Этим достигается более углубленное видение самих объектов, которые в первом случае входят в систему управления как рычаг изменения, преобразования и создания новых состояний и т.п., во втором же – как материальные явления и процессы, подлежащие воздействию систем управления. Подробнее об этом будет сказано ниже. Управленческое воздействие выражает главное в функционировании систем управления, их ориентацию на достижение с помощью многообразных методов (регулятивных, ценностных, распорядительных, информационных) высоких конечных результатов.
В последние годы в России резко возрос интерес к управлению в его широком значении, касается ли это государственного управления в целом или отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Воспринимается идея государственного управления как противостоящая якобы новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования, и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается от рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании.
Для государственного управления и регулирования характерны в современных условиях следующие методы:
а)
общенормативное регулирование
в отличие от индивидуально-
б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;