Развитие физической культуры и спорта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Статья 7 Конституции РФ).

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - ФКС.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Статья 7 Конституции РФ).

Термин «социальное государство» подчеркивает именно то, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. В этой связи должна резко усилиться забота государства об обеспечении прав и свобод граждан; должна функционировать в России эффективная система социальной правовой защиты людей. Идея «социального государства» в Конституции Российской Федерации лишь зафиксирована. Предстоит еще много сделать для практической реализации этой идеи. Среди других мер необходимо в обществе создать эффективную систему формирования здорового образа жизни, основанную на повышении роли физической культуры и спорта.1

Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.

По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям масштабы развития массовой физической культуры резко снизились. За последние пятнадцать лет в России закрылись тысячи спортивных клубов и секций, работавших при школах, средних и высших учебных заведениях, в микрорайонах и жеках. На 20% сократилась сеть физкультурно-оздоровительных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности многие предприятия и организации отказываются от содержания физкультурно-оздоровительных объектов. Ряд стадионов и других спортивных объектов используются не по назначению. Не в полной мере реализуется нормы застройки городов и населенных пунктов спортивными сооружениями.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой. В настоящее время физической, культурой в стране регулярно занимается лишь 8-10% населения, когда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%.

Внедрение рыночных методов управления привели к коммерционализации физической культуры. Многократное повышение стоимости физических услуг сделало практически недопустимыми основные учреждения физической культуры, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры, не создаются соответствующие условия.

Система управления физической культурой в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-оздоровительных объединений. Например, профсоюзы прекратили финансирование 40% своих детско-юношеских спортивных школ, в результате чего были отлучены от физкультуры более 160 тысяч детей.

Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды физкультуры и здорового образа жизни. Не создан эффективный механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества физкультурных услуг. Утеряны основные ориентиры в стратегии управления развитием массового спорта в стране. Сегодня в России не существует массового физкультурно-оздоровительного движения, каким был физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне».

Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития молодежи. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподавание физической культуры, в общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям, а в некоторых школах отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Россия больна и духовно, и физически. Это признал в своей речи на заседании Госсовета Премьер-министр страны Владимир Путин, сказав, что ежегодно у нас регистрируется 157 млн. заболеваний - это на 7% превышает численность российского населения. Каждый седьмой житель страны в возрасте от 14 до 60 лет подвержен наркотической зависимости. Выплаты по больничным листам россиянам составляет 3% годового фонда заработной платы.

Для исправления создавшегося положения правительство разработало ряд мер. В числе их значатся финансирование массового спорта, создание фабрик по производству спортинвентаря, существенное увеличение уроков физкультуры в школе, а также широкая популяризация сорта. Конечная цель этих мер, создание в России «культа здорового образа жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризм России) под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту.

В соответствие с Рисунком 1, Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – структура управления физической культурой и спортом в Российской Федерации (с мая 2008 года)

 

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение.

К материально-технической базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения, изготавливающие спортивные товары, оборудование, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в собственности отдельных граждан.

Госкомспорт СССР, в соответствие с Рисунком 2, имел развитую систему управления, развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – органы государственной власти по управлению физической культурой и спортом в СССР (1977– 1990 годы)

В настоящее время все более возрастающую роль в управлении отдельными сферами социальной жизни общества начинает играть деятельность государства. Растущее влияние государства в сфере физической культуры и спорта находит свое отражение не только в количественном росте государственных расходов, но и в возрастании его присутствия в сфере правового регулирования различных общественных отношений по реализации конституционных прав граждан на занятия ФКС.

Роль государства в управлении сферой ФКС в нашей стране в советское время и в период новой истории России изучали многие специалисты. В начале XXI в. большое число исследований также было посвящено все возрастающей роли государства и анализу правовых основ в управлении сферой ФКС. В перечисленных работах отмечается, что с изменением социально-экономических условий в стране соответственно меняется и роль государства в управлении сферой ФКС. Методы управления из преимущественно административных становятся все более основанными на регулировании отношений с помощью норм права.

В настоящее время, по мнению многих исследователей, специалисты по управлению сферой ФКС находятся в поиске оптимальной организационной модели, отвечающей требованиям гражданского общества, с одной стороны, и государства - с другой. Этот поиск продолжается уже не один год. Не случайно только название уполномоченного государственного органа управления в сфере ФКС на уровне Российской Федерации с 1992 по 2008 г. менялось 13 раз. Столько же раз менялось положение об этом органе управления, происходила смена его функций и полномочий. Да и в настоящее время нельзя сказать, что найдена оптимальная модель управления, в которой были бы учтены интересы ее элементов и частей, начиная с тех, которые находятся в непосредственной близости от рядового гражданина - жителя конкретного муниципального образования, и до самой ее вершины - органов государственной власти на федеральном уровне.

В соответствие с рисунком 3, в настоящее время, органом управления физической культурой и  спортом, как уже неоднократно говорилось выше, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура управления министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – структура управления министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РФ

 

3.1 Проблемы в современном спорте и физической культуре

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие подведомственные организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины). В середине 90-х годов критическое положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта и, прежде всего, подготовки сборных команд страны. До 1999 года недостаточное финансирование из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортсооружений привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки.

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20%. По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений характеризуется не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России.

Информация о работе Развитие физической культуры и спорта РФ