Развитие физической культуры и спорта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Статья 7 Конституции РФ).

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - ФКС.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

В стратегии особое внимание уделено вопросам развития физической культуры и спорта среди взрослого населения. Речь в первую очередь идет об экономически активном населении.

Статистические данные говорят о том, что сегодня среди экономически активного населения систематически занимаются физической культурой и спортом только менее 8 процентов. В то время, как скажем в Италии, более 20 процентов работающих являются членами спортивных клубов предприятий и организаций.

В свое время в трудовом законодательстве была целая статья, регулирующая формы использования физической культуры и спорта. Организация занятий физической культурой и спортом рассматривалась как составная часть научной организации труда, снятия утомления, как профилактика профессиональных заболеваний.

Имеющийся зарубежный опыт показывает, что в Италии налоговым законодательством в обязательном порядке предусматривается отчисление 0,5% от суммы подоходного налога физических лиц на различные общественно-полезные нужды по выбору граждан, что позволило существенно увеличить налоговые отчисления граждан на деятельность спортивных клубов, организацию спортивных секций. В Германии существенную роль при формировании финансовых резервов, предназначенных для развития массовой физической культуры и спорта, играет местная система налогообложения, которая представляет клубам, имеющим статус общественно-полезной организации, налоговые льготы.

В Стратегии в этих целях предусматривается разработка мер и механизмов по усилению мотивации и улучшению стимулирования как работодателей, так и трудящихся к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. Планируются мероприятия по введению на предприятиях инструкторов-методистов по физической культуре, привлечению к работе волонтеров, созданию спортивных клубов, вовлечению трудящихся в систему спортивных соревнований, формированию устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.

Несмотря на постоянное внимание, которое уделяется вопросам совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и системе подготовки спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в Стратегии данные вопросы отражены в полном объеме.

Для достижения основных поставленных задач в Стратегии указываются конкретные меры и показатели по научно-методическому, кадровому, материально-техническому, организационно-управленческому, медико-биологическому и антидопинговому обеспечению развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Предлагаемые меры позволяют надеется на успехи нашей спортивной сборной команды в первую очередь на XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Серьезное внимание в Стратегии уделено подготовке кадров.

Так, кадровое обеспечение должно увеличиться примерно на 20 процентов, с 295,6 тыс. чел. до 360 тыс. чел. в 2020 году. Здесь следует подчеркнуть, что, с одной стороны, решить поставленные задачи в Стратегии невозможно, если не будет решена проблема качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта, чему в Стратегии уделяется соответствующее внимание. Но, с другой стороны, важна и количественная кадровая составляющая работников и специалистов. Во всем мире количественную проблему решают за счет развития волонтерского движения. Например, в Канаде только за 5 лет подготовлено более миллиона волонтеров, которые активно участвуют в физическом воспитании подрастающего поколения, в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения. На Олимпийских играх в Пекине работало 1,7 млн. волонтеров. В Стратегии запланирована разработка мер по подготовке волонтеров и их привлечению для работы прежде всего с трудоспособным населением, лицами старшего и пожилого возраста.

Улучшение материально-технического обеспечения планируется не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта, введения Всероссийского реестра объектов спорта и дополнения в оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта и охват населения регулярными занятиями физической культурой и спортом на объектах данной инфраструктуры.

Что касается обеспечения объектами спорта подготовки спортсменов высокого класса, то в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" уже запланировано введение 10 региональных тренировочных центров, 6 федеральных тренировочных центров, 5 баз олимпийской подготовки и 20 федеральных объектов подведомственных учебных заведений Минспорттуризма России.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (включая проведения лотереи). Финансирование мероприятий по реализации Стратегии предусматривается осуществлять также в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" с учетом ее пролонгации до 2020 года. Особое внимание будет уделяться оптимальному использованию всех выделяемых средств, каждого рубля, поскольку сегодня на первый план выдвигаются не столько сами проблемы финансирования, сколько эффективного использования выделяемых и предоставляемых средств. Хотя при этом можно отметить, что в наиболее развитых в спортивном отношении странах бюджетное финансирование развития физической культуры и спорта от ВВП составляет от 1,5 - до 3 %, в России - 0,17 - 0,2%, т.е. примерно в 10 раз меньше.

Говоря о финансовом обеспечении, отметим, что в Стратегии предусматривается снижение территориальной дифференциации в развитии физической культуры и спорта за счет сбалансированного подхода на основе учета социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Мониторинг и контроль реализации Стратегии будет осуществлять Минспорттуризм России с участием всех заинтересованных организаций.

3.4 Роль Олимпийского комитета России в подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации

Общероссийский союз общественных объединений "Олимпийский комитет России" (ОКР) является общественным объединением – союзом юридических лиц – общественных объединений физкультурно-спортивной направленности. Деятельность ОКР основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, а также признания Международным олимпийским комитетом (МОК). ОКР руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", иными актами законодательства Российской Федерации, Олимпийской хартией МОК, а также своим Уставом.

ОКР осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации и имеет общероссийский статус. На территории субъектов Российской Федерации по согласованию с Олимпийским комитетом России создаются региональные олимпийские советы – региональные общественные объединения, целями которых являются развитие спорта, пропаганда олимпийского движения, укрепление спортивного сотрудничества

Частью 3 статьи 11 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлены основные задачи ОКР, к числу которых относятся:

- утверждение состава олимпийской делегации Российской Федерации и направление ее для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК;

- обеспечение спортивной экипировкой, проезда, проживания и страхования членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК;

- утверждение официальной спортивной формы и спортивной экипировки членов олимпийской делегации Российской Федерации;

-  участие в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК.

В соответствии с частями 4 и 7 указанной статьи реализация ОКР своих полномочий по участию в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх, осуществляется во взаимодействии с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризмом России) и общероссийскими спортивными федерациями. Установлено, что ОКР реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке. Указанные положения также отражены в Уставе ОКР.

Статьями 35 и 36 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определены основы правового статуса спортивных сборных команд Российской Федерации. В частности:

- списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта ежегодно формируются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются Минспорттуризмом России;

- общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, порядок утверждения этих списков устанавливаются Минспорттуризмом России;

- Минспорттуризм России определяет порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического, медико-биологического, медицинского, антидопингового обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, роль ОКР в подготовке спортивных сборных команд России можно охарактеризовать как участие, при этом объем прав и обязанностей в рассматриваемой сфере, реализуемых Олимпийским комитетом России самостоятельно, незначителен.

С целью обеспечения системного подхода к организации подготовки российских спортсменов Минспорттуризмом России совместно с ОКР разрабатываются и утверждаются концептуальные документы подготовки к Олимпийским играм. Так, в феврале 2009 года утверждены сводный план и Концепция и подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года. Указанными документами определяется комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения успешного выступления спортивных сборных команд России по видам спорта на Играх XXX Олимпиады 2012 года, включая организацию тренировочных мероприятий, финансовое, материально-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое, кадровое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации.

Кроме того, традиционной формой взаимодействия Минспорттуризма России, ОКР, спортивных федераций и иных физкультурно-спортивных федераций является создание совещательных и координационных органов, в том числе – штабов по подготовке к Играм Олимпиады и  Олимпийским зимним играм.

Регламентации и упорядочению общественных отношений, связанных с подготовкой спортивных сборных команд России для участия в Олимпийских играх, должна способствовать осуществляемая ОКР разработка проекта Положения об Олимпийской команде России. Указанным проектом предусматриваются четкие определения самого понятия "Олимпийская команда России", понятий "кандидат в Олимпийскую команду России" и "член Олимпийской команды России", их права и обязанности, а также сроки, порядок и механизм формирования Олимпийской команды России.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания в ОКР банка персональных данных кандидатов в Олимпийскую команду России и системы мониторинга результатов их выступлений на спортивных соревнованиях.

Параллельно с разработкой Положения об Олимпийской команде России ОКР совместно с общероссийскими спортивными федерациями начал работу по разработке принципов отбора и критериев формирования Олимпийской команды России. Эти критерии и принципы должны быть максимально гласными, понятными, прозрачными и заблаговременно доведены спортсменам и тренерам спортивных сборных команд, физкультурно-спортивным организациям.

Принятие Положения об Олимпийской команде России также должно позволить осуществить общероссийским спортивным федерациям разработку и утверждение сводных программ обеспечения индивидуальной подготовки спортсменов – кандидатов в члены Олимпийской команды России по соответствующему виду спорта к Играм Олимпиады или Олимпийским зимним играм.

Кроме того, ОКР в рамках своей деятельности проводит курсы повышения квалификации для тренеров и других специалистов спортивных сборных команд России, иные научные и образовательные мероприятия, защищает интересы спортсменов, тренеров, спортивных арбитров и судей, ветеранов физической культуры и спорта.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о преимущественно вспомогательной роли ОКР в подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации, а также о необходимости уточнения правового статуса ОКР, прежде всего путем определения прав и обязанностей, реализуемых ОКР самостоятельно, а также конкретизации порядка участия ОКР и учета мнения ОКР в деятельности иных субъектов физической культуры и спорта.

 

 

Информация о работе Развитие физической культуры и спорта РФ