Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Статья 7 Конституции РФ).
По сравнению с 2008 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.
ФКС России испытывает дефицит и в отношении научно-исследовательских кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во ВНИИ физической культуры - головной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки образования в 2008 году составил 140,7 млн. руб. Для сравнения, в КНР функционируют уже более 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных по последнему слову техники.
Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
3.2 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
На территории РФ действует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП)
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите»2.
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Общий объем финансирования Программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 106655 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 53613 млн. рублей (включая средства, поступившие от проведения лотереи, - 26894 млн. рублей), средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5080 млн. рублей. На капитальные вложения предполагается направить 105192 млн. рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 241 млн. рублей и на прочие нужды - 1222 млн. рублей
Согласно планам Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», за десять лет в нашей стране будет построено 4000 спортивных объектов самого высокого технологического уровня. Это - 750 бассейнов, столько же спортивных залов, более 1000 физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов и сооружений. Это - спортивные залы, хоккейные корты с искусственным льдом, футбольные поля с искусственным покрытием. Помимо предусмотренного программой строительства футбольных полей в дополнение к ФЦП была принята футбольная подпрограмма, которая предусматривает строительство порядка 600 искусственных полей, десяти крытых футбольных манежей. Кроме того, программой обеспечивается научно-медицинское сопровождение, восстановление и строительство новых спортивных объектов на уже существующих спортивных базах, где готовятся наши олимпийцы. А это – уже и антидопинговая политика, и инструмент взаимодействия с регионами.
ФЦП позволила разработать подпрограмму «Результат». Дмитрий Медведев на президентском Совете по спорту уже назвал ее бюджет: 40 миллиардов рублей выделяются государством на строительство, в частности, десяти центров для одаренных спортсменов, в том числе в Сочи, десяти школ-интернатов для особо одаренных детей, корта для шорт-трека, олимпийского трамплина, санно-бобслейной трассы, ледового дворца для фигурного катания. Создание баз на среднегорье и высокогорье, баз на юге страны – тоже серьезнейшая программа, которая вытекает из ФЦП и которая станет ее инструментом. Четкая и понятная цель ФЦП – создать необходимые условия и увеличить число россиян, регулярно занимающихся спортом, с 11 до 30 процентов. Таким образом, ФЦП государственная политика, направленная на реальное оздоровление нации.
Еще один важный аспект – политический, международный. Презентация ФЦП стала убедительным аргументом для опытнейших членов МОК в выборе Сочи в качестве столицы Олимпиады2014. Гонку выиграл город, где нет ни одного спортивного объекта необходимого уровня. По мнению Премьер-министра РФ Владимира Путина, государственная программа развития спорта – это весомый аргумент в любых международных переговорах, иллюстрация действенной социальной и экономической политики в нашей стране.
В России реализуется Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 гг. Государство планирует в течение нескольких лет укрепить систему физического воспитания и развития детско-юношеского спорта и активно формировать здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи.
Концепция была разработана Росспортом и ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 октября 2007 г. Пр-1766 «Перечень поручений по развитию физкультуры и спорта в образовательных учреждениях Российской Федерации». Разработчики концепции характеризуют свой документ как систему взглядов, принципов и приоритетов в спортивной сфере во всех образовательных учреждениях России. Кроме того, в проекте концепции была учтена значительная часть обращений граждан по вопросам физической культуры и спорта, ежедневно поступающих на имя Президента страны. Концепция станет ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского спорта, формирования их здорового образа жизни.
Государство не случайно в последнее время озаботилось вопросом разностороннего развития детей и подростков. А так как лучшего средства для укрепления и поддержания здоровья, чем спорт, еще не придумали, то ясно, почему именно развитие детско-юношеского спорта стало одним из приоритетных вопросов политики нашей страны.
Основные задачи концепции – совершенствование мер по поддержке развития детского спорта, а также оптимизация системы физического воспитания в школах. В частности, должна осуществляться поддержка деятельности детских спортивных организаций, школ, госучреждений спортивной подготовки для талантливых детей и подростков, а также создание необходимых условий для подготовки спортивного резерва. Таким образом, основными направлениями развития детско-юношеского спорта являются модернизация материально-технической базы, кадрового обеспечения, создание условий для развития детско-юношеского спорта по месту жительства.
3.3 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Цель Стратегии - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Предусматривается два этапа реализации Стратегии: первый этап 2009 - 2015 годы и второй этап 2016 - 2020 годы.
Из основных целевых ориентиров Стратегии, представленных на таблицах, в первую очередь необходимо отметить, что количество систематически занимающихся физической культурой и спортом должно увеличиться более чем в 3 раза, в том числе лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов - более чем в 5 раз.
При этом необходимо сказать, что к систематически занимающимся мы относим только тех, кто занимается физической культурой и спортом не менее 2-х раз в неделю, при объеме двигательной активности не менее 6 часов.
Если сейчас количество занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в стране увеличивается в год примерно на 1,5 млн. человек, то для выполнения целевых показателей Стратегии нужно будет добиваться ежегодного прироста занимающихся примерно на 5 млн. человек, для чего планируются иные подходы, использование новых технологий как в организации всей работы, так и в ее содержании.
Для достижения поставленных целевых ориентиров Стратегии предлагаются новая национальная система физкультурно-спортивного воспитания населения страны, организационные основы управления развитием физической культуры и спорта, включающее в себя создание сети спортивных клубов, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и Единой всероссийской спортивной классификации, внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, улучшения взаимодействия субъектов физической культуры и спорта.
Совершенствование управления сферой физической культуры и спорта, повышение его эффективности мы относим к наиболее важным направлениям разработки Стратегии. На сегодняшний день система управления сферой в целом сформирована и, по нашему мнению, близка к оптимальной. Но проблемы остаются. Во-первых, необходимо более четкое определение полномочий субъектов управления, а главное - реализация функций и задач каждого из субъекта сферы физической культуры и спорта. Во-вторых, - требуется улучшение взаимодействия между субъектами управления. В-третьих, - необходима система четкого контроля за реализацией принимаемых решений. Отдельно следует выделить проблемы взаимодействия между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Сегодня это одна из острейших проблем, ибо на уровне муниципальных образований, как правило, или отсутствуют соответствующие органы управления или представлены одним представителем и с явно недостаточной финансовой обеспеченностью.
Говоря об управлении развитием физической культуры и спорта, нельзя не отметить, что первым и важнейшим звеном здесь должен стать спортивный клуб. Это мировая практика. Но в России сегодня лишь 14 тыс. спортивных клубов. Для сравнения: в маленькой Австрии их в два раза больше - 27,5 тысяч. В Италии только в спортивных клубах занимается спортом 21% населения, во Франции - примерно 23% населения.
На основе новой национальной системы предлагаются пути и механизмы развития массового спорта среди различных социально-демографических групп населения (начиная с дошкольников и заканчивая взрослым населением), а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.
Информация о работе Развитие физической культуры и спорта РФ