Развитие советского государства и права в условиях НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 09:00, контрольная работа

Описание

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение экономического развития страны в период НЭПа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа
В данной контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. изучить образование СССР;
2. рассмотреть влияние НЭПа на развитие советского, земельного и процессуального права;
3. Ответить в чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Образование СССР…………………………………………………………5
2. Влияние НЭПа на развитие советского трудового, земельного и процессуального права………………………………………………………………8
3. В чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.?...........................19
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

История государства и права.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

                                         ПЛАН:

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Образование СССР…………………………………………………………5
  2. Влияние НЭПа на развитие советского трудового, земельного и процессуального права………………………………………………………………8
  3. В чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.?...........................19

Заключение………………………………………………………………………20

Список  использованной литературы…………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение

     Актуальность  изучения экономического развития России в период НЭПа определяется, прежде всего, стремлением общества исследовать действительные механизмы ликвидации экономических свобод, глоток которых вдохнуло советское общество в 1920-е гг. В то же время ликвидация НЭПа не была случайным явлением. Данный акт был предопределен собственно доктринальными установками большевистской партийно-государственной элиты по противодействию дальнейшему «обуржуазиванию» страны, развитию и укреплению несоциалистического сектора экономики.

     В 1930 - первой половине 1950-х гг. проблемы НЭПа в стране практически не изучались – данный период утратил свою актуальность и в теоретическом, и в практическом смысле для тоталитарной государственности.

     Интерес к НЭПу как сложному феномену социально-экономических и политических противоречий советского общества проявился сразу же после смерти И.В. Сталина. Однако советские историки того периода, исследовавшие различные аспекты НЭПа, С. Сычева, Л. Рогачевская имели весьма ограниченное количество исторических источников, что и предопределило узость исторических работ 1950-1970-х гг.

     Значительную  роль в расширении знаний общества о НЭПе сыграла состоявшаяся в 1964 г. дискуссия советских и зарубежных историков по актуальным проблемам новой экономической политике. В ходе обсуждения по новому были поставлены вопросы о хронологии нэпа, противоречиях социально-экономического развития страны в этот период. Но в целом дискуссия не могла выйти за рамки доминировавших в то время партийно-государственных установок, определявших нэп как «временную уступку несоциалистическим элементам с целью их последующего вытеснения».

     Тем не менее, в работах И. Трифонова, А. Матюгина, В. Дробижева, В. Селунской  довольно обстоятельно рассматривались вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, кооперации, социально-классовой структуры советского общества в 1920-е гг. Естественно, за рамками исследований вплоть до начала 1990-х гг. оставались вопросы политической борьбы в верхних эшелонах власти о путях развития страны в период нэпа, формирование партийно-государственной номенклатуры и окончательное утверждение ее влияния на государство и общество.

     Взлет интереса к нэпу произошел в середине 1980-х гг. С провозглашением перестройки и гласности в стране со значительного количества архивных документов был снят запрет для использования в исторических исследованиях. Впервые в отечественной историографии в отношении нэпа прозвучали достаточно взвешенные и объективные оценки.

     Таким образом, в отечественной историографии период нэпа получил основательное изучение, но вместе с тем отдельные проблемы развития страны в данный период требуют дальнейшего углубления и осмысления.

     Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение экономического развития страны в период НЭПа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа

     В данной контрольной работе поставлены следующие задачи:

  1. изучить образование СССР;
  2. рассмотреть влияние НЭПа на развитие советского, земельного и процессуального права;
  3. Ответить в чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        1. Образование СССР

     Образование СССР - это объективное закономерное явление в истории нашей Родины, обусловленное многими факторами. К ним можно отнести, прежде всего, внутренние экономические факторы: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны, единство транспортных сетей, невозможность в одиночку справиться со сложными экономическими проблемами. К внешним факторам относились: сохранявшаяся военная угроза, экономическая блокада и попытки дипломатического нажима на советские республики.

     Эти объективные причины дополнялись  и необходимыми условиями: единство идеологии, общность целей в построении социализма и коммунизма, однородность общественного и государственного строя.

     В результате продолжительных дискуссий  в партии и Советах были выработаны две концепции создания союзного федеративного государства:

  1. сталинская - предусматривавшая включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик (проект «автономизации»).

       Весной и летом 1922 г. партийные  организации Украины, Белоруссии  и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

     В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

     Сталинский  план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под  коммунистическим флагом шел к изоляционизму  и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин. Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б). ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности. В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины1.

  1. Ленинский проект объединения советских республик в союзное государство с равноправным членством - Союз Советских Социалистических Республик. Пленум ЦК РКП(б), состоявшийся в октябре 1922 г., высказался за проект, предложенный В. И. Лениным. Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии"2. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

     6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил  позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

     В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», которые были положены в основу проектов Декларации и Договора об образовании СССР, разработка которых была завершена специальной комиссией ЦК в декабре 1922 г. Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

     С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза. 27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР.

     На  этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов. 30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов. Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г. В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик. Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов. Предложение было принято3.

     В Декларации перечислялись три причины  создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

     С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

     Наконец, само строение Советской власти, интернациональной  по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

     Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов"4.

     Таким образом, образование СССР явилось венцом развития федеративных отношений независимых советских республик, определившее судьбу их народов на многие десятилетия и создавшее реальные предпосылки развития могучего федеративного государства, ставшего в кратчайшие исторические сроки великой мировой державой. 
 

     2. Влияние НЭПа на развитие советского трудового, земельного и процессуального права.

     Основная  особенность этого этапа в развитии законодательства состоит в том, что им завершился процесс создания кодифицированных актов по основным отраслям советского права. Решениями VIII и IX Всероссийских съездов Советов существенно упорядочивается законотворческая и нормотворческая деятельность государственных органов. Принятые съездами постановления:

     а) определили органы, наделенные правом издавать законодательные акты. Это Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК;

     б) запретили наркоматам издавать постановления и распоряжения, выходящие за пределы их компетенции;

     в) конкретизировали порядок обжалования приостановки и отмены нормативных решений центральных органов власти, местных советов и их исполкомов.

Информация о работе Развитие советского государства и права в условиях НЭПа