Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 09:00, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение экономического развития страны в период НЭПа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа
В данной контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. изучить образование СССР;
2. рассмотреть влияние НЭПа на развитие советского, земельного и процессуального права;
3. Ответить в чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Образование СССР…………………………………………………………5
2. Влияние НЭПа на развитие советского трудового, земельного и процессуального права………………………………………………………………8
3. В чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.?...........................19
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...22
В целях предоставления наибольших возможностей обвиняемому защищаться от инкриминируемого преступления УПК РСФСР предусматривал ведение производства по уголовным делам на русском языке или на языке большинства населения данной местности и предоставление переводчика лицам, не владеющим этим языком. В любом случае обвинительное заключение и иные документы должны были переводиться на родной язык обвиняемого и по его требованию оглашаться на этом языке.
Кодекс закреплял принцип гласности судебного разбирательства и предоставлял возможность всем заинтересованным и желающим присутствовать на процессе. Исключение допускалось лишь по мотивированному определению суда и в случаях, определенных УПК РСФСР (необходимость охраны государственной тайны, а также при рассмотрении половых преступлений).
УПК РСФСР последовательно проводил принцип установления истины по уголовному делу. В частности, следователю предписывалось принимать меры к наиболее полному и всестороннему изучению обстоятельств дела, допрашивать свидетелей и экспертов по просьбе обвиняемых или потерпевших, устанавливать все обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность. Эти же требования в полной мере распространялись и на суды. В ходе судебного следствия суд не мог связывать себя какими-либо формальными доказательствами, в том числе и присягой. Исходя из обстоятельств дела, суд сам решал вопрос о допустимости тех или иных доказательств.
Названные
демократические нормы и
С одной стороны, УПК РСФСР предписывал прекращать уголовное преследование за отсутствием в действиях состава преступления и тем самым признавал преступление единственным основанием уголовной ответственности, одновременно судам запрещалось останавливать рассмотрение дела под предлогом отсутствия, неполноты законов или неясности и противоречия в них. Данная норма ориентировала суд на применение аналогии и при отсутствии законодательно установленного состава преступления. Достаточно было суду констатировать в деянии опасность основам советского строя.
И
все же, несмотря на отдельные противоречия,
иные недостатки, УПК РСФСР представлял
собой важный этап в развитии советского
уголовно-процессуального законодательства,
благодаря которому удалось существенно
сократить судебные репрессии, направить
дело правосудия в законное, цивилизованное
русло.
В чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.?
В декабре 1919 г. Народным комиссариатом Юстиции был издан акт Руководящих начал по уголовному праву РСФСР, который содержал в себе нормы общей части уголовного права, являясь таким образом проектом Общей части будущего уголовного кодекса.
Введение руководящих начал содержало общие принципы советского уголовного права и путь его развития, оценивалось буржуазное уголовное право, указывалось предназначение самого акта.
Впервые в советском уголовном праве в разделе III давалось определение преступления и наказания.
Преступлением считалось нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Здесь, несмотря на не вполне совершенное определение, указывается на важнейший признак преступления - общественная опасность, а отсюда и противоправность данного деяния. Далее рассматривались вопросы, относящиеся к преступлению и наказанию, в частности о стадиях совершения преступления, о соучастии и другие.
Виды наказаний содержались в VI разделе Начал. Их было 16, причем сочетались как весьма суровые по тяжким преступлениям (объявление врагом народа, расстрел, объявление вне закона и т. п.), так и достаточно мягкие, воспитательные меры (внушение, общественное порицание, объявление бойкота и т. п.).
Довольно широко в то время применялось условное осуждение, имевшее большое воспитательное значение и для преступника, и для всего общества. О нем говорилось в VII разделе Начал.
Конечно, Руководящие начала были весьма несовершенным актом, но при этом это был достаточно удачный опыт кодификации советского уголовного права.
Важным событием, укрепившим уголовное право, стало принятие ВЦИК 26 мая 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня 1922 г. В нем содержалась четкая формулировка, отражавшая классовую сущность советского уголовного права: «преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».
В общей части УК были разделы: пределы действия Уголовного кодекса, общие начала применения наказания, определенные меры наказания, роды и виды наказаний и других мер социальной защиты, порядок отбывания наказания. В последнем разделе содержались также нормы исправительно-трудового права, так как исправительно-трудового кодекса в то время еще не было.
В
кодексе содержалось
Также впервые появилось понятие меры социальной защиты, подразумевающее применение мер медицинского и медико-педагогического характера.
Особенностью
Кодекса стало введение института
аналогии закона, т. к. в то время нельзя
было предусмотреть все общественно опасные
деяния.
Угроза экономического развала с неизбежными социальными потрясениями подтолкнула большевистское руководство весной 1921 г. к частичной реанимации рыночных отношений и отходу от собственной политической ортодоксии.
Однако стремление большевистской партийно-государственной номенклатуры на протяжении 1920-х гг. к всеохватывающему руководству и контролю распространилось на все сферы экономической и социальной сферы жизнедеятельности общества. Поэтому ликвидация зачатков рыночной экономики в СССР стала результатом не единовременного акта, а ряда последовательных мероприятий, оставлявших от нэпа все меньше и меньше.
К концу 1920-х гг. политическая линия на восстановление предпринимательства в стране была полностью изменена на уничтожение данного социального слоя. Уже на XV съезде партии 1927 г. наметилась генеральная линия на его истребление. В своем докладе И.В. Сталин определил в качестве приоритета тотальное наступление на кулака, нэпмана, а также духовенство, которых только подавили, но не ликвидировали.
Неравноправное и довольно хрупкое, но все же сотрудничество государства с частным сектором основывалось на экономической устойчивости мелкого товаропроизводителя, на его огромной тяге к продуктивному труду, способности к невероятной экономии, хозяйственному накоплению и фундаментальной силе противостояния всем разрушительным силам.
В нэповской экономике появилось два регулятора: рынок и политическая власть, при этом перманентно возникавшие кризисы было обусловлены стремлением государства отнять «уступки нэпу». Наступление государства всегда завершалось постепенным ограничение сферы и границ действия «несоциалистического» сектора, разрушением механизмов его воспроизводства и функционирования.
Роль административного аппарата и управления при нэпе не оставались неизменными: то они падали (1921-1923 гг.), то росли (1924-1928 гг.). К концу 1920-х гг. идеология и практика повсеместного вытеснения частника восторжествовала. Политика окончательно утвердила свое первенство над экономикой и здравым смыслом.
Неблагоприятные условия, в которые было поставлено предпринимательство в период нэпа, также негативно сказывалось на формировании полноценного рынка труда. Политика государственных органов в отношении нэпманов с середины 1920-х гг. характеризовалась все большим давлением и созданием препятствий для этого социального слоя. Между тем, влияние, которое частные предприниматели оказывали не только на горожан, но на общество в целом, было огромным. Нэпманы постоянно втягивали в орбиту предпринимательской деятельности членов других социальных групп. Высшая партийно-государственная номенклатура в нэпманах видела исключительно «антисоциалистический элемент»
Непоследовательная, но все же поощрительная политика большевистского правительства в отношении мелких хозяйчиков в первой половине 1920-х гг., сменилась на комплекс мер их ограничения и вытеснения в конце 1920-х гг. Неустойчивость предпринимательства в Советской России была предопределена изначально враждебным отношением партии большевиков к частной собственности, занятости в несоциалистическом секторе экономики. Рецидивы «военного коммунизма» вначале робко давали о себе знать, а затем они опять стали системообразующим принципом социально-экономической политики, проводимой сталинским руководством.
Основное
бремя нэпа легло на плечи крестьянства.
Именно на него было взвалено практически
75% налогового обложения, крайне однобокое
в сторону промышленности ценообразование,
обмен реальной товарной массы на бумажные
обесцененные деньги. К тому же углубление
нэпа не отвечало стратегической задаче
большевиков – разжечь пожар мировой
революции.
Список использованной литературы:
Информация о работе Развитие советского государства и права в условиях НЭПа